Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+21°
Boom metrics
Туризм16 января 2017 11:00

Великая Китайская экономическая стена

Журналист «Комсомолки» отправился в Китай, чтобы лучше познакомиться со страной, где придумали порох, кун-фу и технологию по строительству небоскребов за девятнадцать дней
Источник:kp.ru
Небоскребы - неотъемлемый атрибут любого китайского города

Небоскребы - неотъемлемый атрибут любого китайского города

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД ПЕКИН

Пекин - столица китайского государства - это прежде всего пробки. Они начинаются почти у самого аэропорта и тянутся, тянутся, тянутся через весь город. Здесь нет такого, что если в одном месте затор, то в другом можно разогнаться побыстрее. Ничего подобного. Пекин - это одна сплошная пробка. Здесь живут двадцать миллионов человек, а если брать приезжих из близлежащих деревень, то и того больше. И, конечно, все эти люди утром встают, чтобы поехать на работу.

Поэтому стоят все и везде, несмотря на то что столица Поднебесной - это в основном широкие проспекты и платные скоростные магистрали на эстакадах.

Широкие проспекты здесь потому, что еще совсем недавно китайцы относились к своему историческому наследию с пренебрежением, свойственным всем пассионариям. Они сносили все и всюду. Сейчас одумались: то, что осталось, берут под охрану. Но осталось не так уж и много. «Культурная революция» прошлась по тому же Пекину смерчем. От старины, которую туристы мечтают увидеть, ориентируясь на фильмы вроде «Затаившийся тигр, невидимый дракон», остались лишь небольшие анклавы, попадающиеся то тут, то там. В основном столица Китая выглядит так, будто была построена лет двадцать назад. Даже на месте старой городской стены - кольцевая автодорога. А всего таких дорог здесь пять. Они расходятся от центра, словно круги по воде и все равно не спасают от пробок.

Правда, в автомобильном движении существует не заметный с первого взгляда порядок. Несмотря на кажущийся сумбур и хаос, ДТП в городе - особенно крупных - почти не случается. Я видел только одно, окончившееся жалкой царапиной на бампере потрепанного «фольксвагена».

Что еще сказать о Пекине?

В городе душновато.

- Хорошо, что вы приехали осенью! Летом вам бы пришлось сложно, - понимающе говорят китайцы.

Небо покрыто плотным слоем тумана (он особенно хорошо виден с Великой Китайской стены, расположенной в горах в шестидесяти километрах от столицы). Кстати, этот туман, стоящий даже в деревнях и горных областях, многие ошибочно принимают за смог. Оказывается, это результат не выхлопных газов, а высокой влажности и температуры. По крайней мере, так говорит наш гид.

Великая китайская стена особенно хорошо осенью и весной. Когда не так жарко

Великая китайская стена особенно хорошо осенью и весной. Когда не так жарко

ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ

Заторы на дорогах - непременный атрибут экономического бума. Поэтому плотный трафик вы найдете не только в Пекине, но и в каждом более-менее приличном городе. Несмотря на некоторые биржевые потрясения последних лет, китайская экономика продолжает оставаться второй по величине в мире.

Пробки есть и в Чанчуне. Это небольшой (по местным меркам, то есть с населением несколько миллионов) городок, столица северной провинции Гирин, находящейся ближе к границе с Россией, чем к Пекину.

Здесь продвигают стратегию, которая получила название «Один пояс - один путь». Суть в повторении знаменитого Великого шелкового пути. Конечно, с поправкой на современность. Ведь возить теперь будут не шелк на караванах верблюдов, а товары со всего Китая (который не просто так называют мировой фабрикой). С Востока на Запад будут отправляться огромные контейнеры, наполненные продукцией, которая еще десять - пятнадцать лет назад не ассоциировалась с Поднебесной. Китайцы преисполнены желания поставлять в другие страны автомобили, высокотехнологичные изделия и много всего прочего.

Собственно, поэтому сюда и привезли журналистов. Цель - показать достижения народного хозяйства. А достижения у китайцев есть.

Для того чтобы убедиться в этом воочию, мы и отправляемся из Пекина в Чанчунь.

РОССИЯ + КИТАЙ = ДРУЖБА

Столетия назад толпы северных варваров вторглись на Маньчжурскую равнину и основали новую империю. Прошли века, и вот вместо той империи появилась другая. Там, где стояли пагоды, высятся здания в сотни этажей. А там, где когда-то сеяли рис, урчат автомобильные заводы. Город Чанчунь - столица огромной провинции Гирин, одной из самых экономически развитых в стране.

Председатель горкома КПК Чанчуня господин Ван Чзиньжун занял свой пост менее года назад. Однако планы у него большие. Например, построить две линии метрополитена к лету следующего года. Этот достаточно молодой (для китайского руководителя) человек полон энергии. Он проводит пресс-конференцию для российских СМИ: рассказывает, какие выгоды ждут инвесторов из нашей страны, если они будут вкладываться в экономику Китая.

- Город располагает большими базами в автопромышленности, производстве рельсового транспорта и переработке сельскохозяйственной продукции, - говорит он.

С Россией Чанчунь связывает многое. В центре города даже стоит памятник красным воинам. Автозавод китайцы строили вместе с советскими инженерами.

- Мы идем, как в русской пословице, рука об руку. У нас есть основа в прошлом и громадный потенциал в будущем, - объясняет Ван Чзиньжун.

А что касается перспектив, то их много. Развитие российско-китайского научно-технического парка, например.

СТАНЦИЯ «АВТОЗАВОДСКАЯ»

В холле автозавода установлен памятник грузовику, подозрительно похожего на ЗИС. И это не просто так

В холле автозавода установлен памятник грузовику, подозрительно похожего на ЗИС. И это не просто так

В холле завода FAW в Чанчуне стоит памятник первому автомобилю, выпущенному с местного конвейера. Грузовик до боли в глазах напоминает ЗИС. Собственно, это и есть вариация на тему машин, выпускавшихся на заводе имени Сталина. Удивляться этому не стоит. Первый автомобильный завод Китая (First Automobile Works - сокращенно FAW) помогали строить советские инженеры.

- Еще тысячу лет назад наши предки начали производить машины, - говорит экскурсовод в здании музея завода, указывая на рисунки повозок. Это, конечно, легкое творческое преувеличение. История автомобилестроения в Поднебесной началась так. После войны Мао Цзэдун приехал в Москву и решил, что в Китае тоже необходимо наладить автопроизводство. Сказано - сделано. Приехали советские инженеры и помогли китайским товарищам.

Современное название завод получил в 2003 году. Тогда в Поднебесной задумались над созданием нового привлекательного бренда. Сегодня на предприятии работают 120 тысяч человек. Завод производит более двух миллионов автомобилей в год. В эту цифру входит несколько видов грузовиков, автобусов и легковых машин. Также здесь охотно собирают продукцию немецких и японских корпораций. Наладили совместное производство с Toyota - делают гибридный двигатель.

Работать на этом заводе престижно. Средняя зарплата в Китае, за пределами Пекина, редко превышает тридцать тысяч в рублевом эквиваленте. Здесь она повыше. Между прочим, в одном из отделов завода когда-то начинал карьеру Цзян Цзэминь.

ОТ СПУТНИКА К СЕРВЕРУ

Впрочем, не одними автомобилями богата Поднебесная.

Если вы представляете себе китайскую экономику в виде огромной фабрики, где шьют джинсы и штампуют игрушки розового цвета, то вы отстали лет на пятьдесят. Сейчас здесь производят в разы больше технологичного оборудования, чем… да хотя бы в России.

Лучший пример - корпорация Inspur в городе Цзинань на юге страны.

Просто цифры. 26 тысяч человек персонала. Прибыль - десять миллиардов долларов в год. По производству программного обеспечения корпорация первая на рынке Китая и пятая в мире. Только за год здесь регистрируют тысячу патентов на изобретения в высокотехнологичной теме.

История Inspur поступательна. В 1970 году здесь разработали оборудование для первого китайского спутника. В 1983-м построили первую ЭВМ. В XXI веке стали производить промышленные компьютеры. Развиваясь гигантскими темпами, небольшая компания за несколько десятилетий превратилась в экономического гиганта.

В нашу страну корпорация сейчас поставляет серверы. Причем планы по захвату российского рынка обширные. В Москве уже есть представительство компании. Возможно, еще одно появится в Петербурге. Продукция Inspur интересна нашему рынку, ведь в отличие от Поднебесной серверы такого уровня у нас не производят.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧУДЕСА

Небоскреб за 19 дней - это еще цветочки. Ягодки - автономное здание в 220 этажей

Небоскреб за 19 дней - это еще цветочки. Ягодки - автономное здание в 220 этажей

BROAD - строительная компания. Да не простая, а… с изюминкой.

Одна из главных ее задач, если хотите, миссия - возведение зданий, способных выдержать землетрясение.

В доказательство своих возможностей инженеры построили рядом с собственным офисом в городе Чанша небоскреб. Удивляет не сам факт строительства, а сроки: 57-этажное здание возвели под крышу за… девятнадцать дней. И Стаханов позавидовал бы таким темпам.

Самое интересное то, что здание нежилое. Стоит себе на окраине города, притягивает взгляд потенциальных туристов и инвесторов.

- Когда-нибудь мы, конечно, выставим его на продажу, - говорят представители BROAD, - а пока просто водим сюда экскурсии.

Посетителям показывают широкие холлы, современную систему кондиционирования и… бассейн на крыше.

Пожалуй, бассейн впечатляет больше всего.

Самое забавное: этот небоскреб скоро может показаться малоэтажным загородным строительством. Ведь в портфеле компании есть тщательно проработанный проект здания в 220 этажей на 838 метров. В нем будет находиться практически целый город с ресторанами, фитнес-клубами, прачечными, офисами… При желании можно будет вообще не выходить за пределы небоскреба.

- Ведем переговоры, где бы его построить, - говорят в BROAD. - Может быть, и в России. Почему нет?

Кстати, у организации уже есть совместные проекты с компаниями «Яндекс» и «Транснефть».

Поэтому представители BROAD улыбаются:

- Не хотите в нас инвестировать?

Так что не удивляйтесь, если подобная махина появится где-нибудь в Конной Лахте или Купчино.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ МЕККА

Горы в Чжанцзяцзе вдохновили Джеймса Кэмерона

Горы в Чжанцзяцзе вдохновили Джеймса Кэмерона

Впрочем, что мы все об экономике… Китайцы активно развивают и туризм. Тем более им есть что показать.

Ну вот, к примеру, Чжанцзяцзе в провинции Хунань. Еще в 1982 году там не было ничего. Только живописные горы, долины и спускающиеся с них реки. Кому-то пришла в голову замечательная идея создать здесь национальный парк.

Сказано - сделано.

В горах проложили хорошие дороги. Построили фуникулеры и даже скоростные лифты (самый высокий внешний подъемник в мире находится здесь). Получилось так хорошо, что ЮНЕСКО признало эту природную красоту объектом всемирного наследия. Небезызвестный режиссер Джеймс Кэмерон так вдохновился парком, что использовал образ местных пиков-столбов из песчаника и кварца в своем «Аватаре» (ну вы же помните летающие горы?). Здесь горы, конечно, не летают, но тоже производят впечатление.

В этих горах осенью 2016 года построили знаменитый на весь мир стеклянный мост, протянувшийся между ущельями на высоте трехсот метров. Зрелище завораживающее. Особенно когда ты находишься посередине этого моста и видишь под собой бездну. И где-то далеко внизу маленький, словно муравей, карьерный самосвал. Это самый длинный и самый высокий мост со стеклянным дном в мире.

Не меньше внимания заслуживает и гора Тяньмэнь. Собственно, город Чжанцзяцзе лежит у ее подножья. Добраться до верха можно на фуникулере длиной семь километров (перепад высот - 1300 метров), который тянется из самого центра города. Есть и другие варианты: подняться по изумительной красоты серпантину. Спускаться лучше на специальных эскалаторах, прорубленных прямо среди горных пород. Такое чувство, будто ты находишься в метро, которое никак не обнаружить.

Осенью здесь состоялся туристический фестиваль. Целую неделю сотням специалистов из разных стран показывали местные достопримечательности. Расчет понятен: китайцы надеются, что сюда потянутся туристы из Японии, Кореи и даже России - почему нет? Тем более что местный аэропорт если в чем и уступает Пулково, так только в качестве местного эспрессо.

А ведь скоро выйдет второй «Аватар»…

Внутри горы прорублены тоннели. Глубже чем на "Адмиралтейской"

Внутри горы прорублены тоннели. Глубже чем на "Адмиралтейской"

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

Но из Чжанцзяцзе прямых рейсов в Россию пока нет. Значит, необходимо возвращаться в Пекин, чтобы оттуда отправиться в Петербург.

Напоследок, конечно, нужно увидеть Великую Китайскую стену. Недаром Мао Цзэдун сказал: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты не настоящий китаец». В этом Мао точно был прав.

Итак, стена. Это действительно одно из чудес света. Говорят, ее протяженность (если считать и ответвления) достигала девяти тысяч километров. Конечно, далеко не все сооружение было построено из камня, встречались деревянные и земляные участки. Но в представлении мировой общественности стена выглядит именно так, как реконструированный вместе с ЮНЕСКО кусок вблизи Пекина.

Вид прыгающих по отрогам гор зубцов поражает. И отсюда стена кажется действительно бесконечной.

Потратить на этот вид двести - четыреста юаней (смело умножайте эту цифру на десять - получите рубли) не жалко. Можно, конечно, добраться самостоятельно, например, на поезде. Но экспериментировать стоит только в том случае, если вы знаете чуть больше слов по-китайски, чем «Нихао», или с вами есть провожатый. А то среди туристов бытует легенда о заплутавшем в районе стены журналисте. Говорят, он до сих пор там ходит.

А может, это всего лишь еще одна китайская легенда, которых в этой стране предостаточно.

Добраться до верха горы Тяньмэнь можно на фуникулере длиной семь километров

Добраться до верха горы Тяньмэнь можно на фуникулере длиной семь километров