2017-01-27T12:38:49+03:00

Смесь творчества и технологий: в Петербурге проходит фестиваль медиаискусства «Киберфест»

В академии Штиглица появились тикающие стены и голографические мультики, а в академии художеств – мастер, запертый в картине.
На открытии собрались сотни людей из разных городов (Фото: Антон Хлабов)На открытии собрались сотни людей из разных городов (Фото: Антон Хлабов)
Изменить размер текста:

Когда творец берет в руки кисть и краски, появляется картина, а когда он начинает программировать – появляется медиаобъект. Сотни российских и зарубежных современных художников организовали уже десятый фестиваль «Киберфест» – эволюционный шаг в развитии творчества. Экспонаты для выставок сделаны с помощью высоких технологий.

Масштаб не может не поражать: выставки и перфомансы будет проходить на семи площадках. Только в Академии художеств представили больше 20 работ разных художников, еще столько же в бывшем Мухинском училище. Видеоработы на фестивале представят больше 50 авторов со всего мира. Оценить работы современных художников можно до 7 февраля.

«Киберфест» проходит сразу в нескольких городах: в России вместе с Петербургом выставки открылись в Москве и Красноярске, за границей – в Нью-Йорке, Боготе и Мехико-Сити.

ДУЭТ ЭПОХ

В залах Академии художеств, Академии имени Штиглица, Эрмитаже и других классических зданиях разместились абсолютно неклассические выставки. Художники уверены: современное искусство должно отвечать тенденциям времени.

- В наше время появились новые формы искусства. И творческие люди используют это как материал: программирование, звук и видео можно использовать как кисточку. Искусство первично, и неважно, какими средствами оно выражается, - рассказывает Анна Франц, куратор фестиваля.

Чаще всего, дети убегают и боятся лающую собаку Фабра, и только самые смелые решаются ее погладить. Фото: Александр ГЛУЗ

Чаще всего, дети убегают и боятся лающую собаку Фабра, и только самые смелые решаются ее погладить.Фото: Александр ГЛУЗ

На одной из площадок, во главе Рафаэлевского зала Академии художеств, огромная статуя – слепок с античной скульптуры, а у ее ног собака на привязи – работа современной художницы Марины Алексеевой. Собака начинает рычать и лаять, когда к ней подходят. Искусство двадцать первого века иронизирует само над собой: работа называется «Верность. Верность. Верность. Оммаж Яну Фабру».

РЕПЕТИЦИЯ СМЕРТИ И ВИРТУАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК

Выставка в академии художеств называется «Интерпретации», она призывает переосмысливать искусство, искать новые смыслы в классических произведениях и знакомых историях.

Глядя на одну работу, оказываешься в зале Эрмитажа и наблюдаешь за смотрительницей, записанной на видео. Она сама – экспонат, вокруг даже классическая рамка. Потом разворачиваешься и оказываешься в центре сцены, где играют рок-музыканты, видишь усталость на их старых лицах и совсем не чувствуешь энергии, которая бывает на рок-концертах.

Зритель подсматривает за одиноким художником через планшет, словно через замочную скважину. Фото: Александр ГЛУЗ

Зритель подсматривает за одиноким художником через планшет, словно через замочную скважину.Фото: Александр ГЛУЗ

Еще одна работа, вокруг которой скопилась толпа зрителей – медиаобъекст Виталия Пушницкого. На стене большое полотно – картина маслом: пустой угол квартиры, огромное, ослепляющее окно, в стороне мольберт и смятая бумага. Главного героя этой картины невооруженным глазом не увидишь, но как только наводишь на картину гаджет, появляется одинокий печальный мужчина на инвалидной коляске у окна.

- Это две независимые среды: живописная и цифровая. Обычно они находятся в противоречии, а здесь в гуманном соединении, если говорить о медиа. А если о теме: то это реальный петербуржский художник, который не может выйти из дома, потому что у него нет ног. Он заключен в рамки невозможности, также как и мы не можем попасть к нему, - поясняет автор.

А потом доходишь до кромешно темного зала с инсталляцией «Репетиция». На полу – десятки фотобоксов, подсвечивающих фотографии людей в позе мертвого тореадора с картины Мане. Оказываешься будто на кладбище, где каждый одет в то, в чем пришел. Видишь репетицию смерти десятка людей. Над ними висит еще одна картина Мане «На балконе». По замыслу художницы, герои классической картины будто наблюдают над трансформацией в современном искусстве.

- Это кладбище, но кладбище геройское – говорит автор инсталляции Ирина Нахова, - я и все мои друзья, которые снялись для этой работы, примерили на себя образ геройской смерти. Возможно, это репетиция того, что ждет нас всех.

ДЫШАЩИЕ ЗОНТЫ И ТЕНЬ ВРЕМЕНИ

В Академии имени Штиглица экспонаты уже совсем другие. Инсталляции здесь не живут самостоятельно, поэтому зрителям не предлагают переосмысливать искусство, здесь их приглашают стать его частью. Проект так и называется - «Эффект присутствия».

Сверху - дышащие зонты Райана Вулфа. Под ними - "Капли" Петра Белого из стекла и дерева. Фото: Александр ГЛУЗ

Сверху - дышащие зонты Райана Вулфа. Под ними - "Капли" Петра Белого из стекла и дерева.Фото: Александр ГЛУЗ

Зонты, подвешенные над потолком, - работа американца Райана Вулфа. Они открываются и закрываются в такт с его дыханием, даже когда самого художника нет рядом, сигнал передается с помощью технологии Bluetooth. Автор ставит под сомнение будущее телесности, превращая отсутствие в присутствие. Десятки людей стоят под зонтами и смотрят на их плавное движение. Они не видят и не знают создателя объекта, но чувствуют его дыхание. И это завораживает.

А петербургские художники Елена Губанова и Иван Говорков создали, казалось бы, простую инсталляцию: картонная стена и несколько прожекторов, но в них скрывается идея скоротечности времени и конечности жизни.

- В этой работе все понятно: тень упала на стену бытия – ваша тень. И началось тиканье часов – пошло ваше время. Нужен художник, чтобы все рассказал, тогда все понятно, - говорит Иван Говорков.

Британец Уильям Лейтам создал "MUTATOR", который отправляет зрителя в путешествие пол многомерному пространству. (Фото: Антон Хлабов)

Британец Уильям Лейтам создал "MUTATOR", который отправляет зрителя в путешествие пол многомерному пространству. (Фото: Антон Хлабов)

ПОНЯТНОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

- Люди относятся настороженно и негативно к современному искусству, потому что просто его не знают, - объясняет Анна Франц. - Если читать книги об искусстве, приходить и смотреть, то даже самый неискушенный зритель сможет понять современные медиаобъекты и получить от этого удовольствие.

Идеей понятного современного искусства здесь охвачено все. Да и логика медиаискусства проста: если технологии уже стали частью жизни, значит, они должны быть и частью творчества.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также