Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество2 февраля 2017 5:00

Владимир Яковлев - о локомотиве экономики, комфортной среде обитания и стадионе

Говорят, у петербургских строителей есть неофициальный лозунг: «Если город строится - значит город живет!».
Источник:kp.ru
Президент Российского союза строителей считает эту отрасль консервативной и идущей вперед одновременно.

Президент Российского союза строителей считает эту отрасль консервативной и идущей вперед одновременно.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Рекордные показатели сдачи жилья в России были отмечены и в недавнем президентском послании. О значении отрасли для экономки и о том, как меняется наш город, «КП» беседует с президентом Российского союза строителей и первым губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым.

«ЧАСТЬ НАШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ БЫЛА УСЛЫШАНА»

- Владимир Анатольевич, в этом году заканчиваются ваши полномочия в качестве президента Российского союза строителей. Что удалось сделать за два срока на этом посту и планируете ли вы идти на третий срок?

- Я думаю, что нам удалось консолидировать строительное сообщество. Несмотря на все объективные трудности, мы держим его в определенном тонусе. Среди главных достижений - рост объемов строительства. Неслучайно президент России Владимир Путин в своем недавнем послании Федеральному собранию отметил, что в 2015 году удалось ввести 85 миллионов квадратных метров построенного жилья и что это рекордный показатель за всю историю страны. Мы можем сказать, что наш союз принимает участие в работе по всем направлениям. В прошлом году прошло заседание Госсовета, где президент дал поручения, касающиеся изменений в области ипотеки, деятельности саморегулируемых организаций, технического регулирования. Мы принимали участие в рабочих группах, организованных правительством России, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и доносили до руководства информацию об ожиданиях и предложениях строительного сообщества, часть которых, как нам кажется, была услышана.

- Для вас это интересная работа? Вы готовы ее продолжать?

- Любая работа интересна, когда занимаешься конкретным делом и чувствуешь определенную отдачу. Так было, когда я работал в качестве управляющего строительным трестом, в качестве губернатора Санкт-Петербурга и на этом посту. Новые выборы президента союза пройдут в нынешнем году, есть интерес обсудить это с участниками строительного сообщества. Готов ли я идти на эти выборы, будет видно позже. В декабре у нас состоялось заседание совета, на котором обсуждались дата и подготовка к выборам. Если будет другая достойная кандидатура, я ее поддержу. Ну а если совет предложит мне еще раз поучаствовать в выборах президента союза, то почему бы не поучаствовать.

ПРИХОДЯТ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

- С вашей точки зрения, насколько развит и цивилизован российский строительный рынок? Критики говорят, что новые технологии у нас внедряются медленно, дешевая низкоквалифицированная рабочая сила все еще используется, да и стоимость итогового продукта в некоторых случаях оказывается в разы выше, чем за рубежом. Эти проблемы можно решить?

- Все есть, и постепенно все это решается. Но это такая отрасль: с одной стороны, консервативная, а с другой - идущая вперед. Мы понимаем, что если строительство развивается, значит, в стране развивается экономика. Если нет, то и экономика буксует. Неслучайно мы говорим, что строительство - это своего рода локомотив, который вытягивает всю экономику. Мы вспоминаем кризис в Соединенных Штатах Америки в тридцатые годы, послевоенное восстановление Европы. Если строительство работает, то оно всегда массово дает рабочие места.

Недавно коснулись вопроса об использовании иностранной рабочей силы. Весь мир так делает, Европа в свое время планировала получение иностранных рабочих из числа более слабых в плане экономического развития государств. Это и справедливо и правильно. Другое дело - как используется эта рабочая сила. К сожалению, это в основном работники, которые находятся на передовой линии по исполнению тяжелых и зачастую низкоквалифицированных работ. И заработная плата у них соответственно более низкая, и бытовые условия недостаточно хорошие. Но ряд компаний перестраивается и понимает, что если используешь такого рода рабочую силу, то надо создавать достойные условия. При этом контроль государства за использованием иностранной рабочей силы усиливается.

Конечно, такое количество мигрантов в строительстве, как это было раньше, вряд ли потребуется, потому что надо активнее использовать новые технологии и новую технику. Одни организации уже почувствовали внедрение новых технологий, новых материалов, новой строительной техники гораздо быстрее, чем другие, и имеют свои средства или более легкие пути по получению кредитов. Поэтому такие прогрессивные строительные компании быстро развиваются. Это видно на примере петербургских компаний, в том числе входящих в группу, возглавляемую Андреем Молчановым. Они изначально почувствовали, что необходимо перевооружить все, что есть в их ведении. И это дало положительные результаты.

Тот, кто не инвестировал средства в новые технологии, уже упустил ряд возможностей. Ведь кризис, безусловно, повлиял на экономику. Об этом говорили и президент, и председатель правительства. Да, на строительную отрасль, где много своих материалов и механизмов, кризис не подействовал напрямую. Но уже есть компании, которые поняли, что друг без друга не могут, и объединяются.

А ведь процесс все время идет. Появились современные методы проектирования, БИМ-технологии в 3D (а сейчас есть и 5D), они уже внедряются в строительном сообществе, в проектных организациях. Это экономия средств на всех участках, создание более качественных объектов и сооружений гражданского, военного и промышленного назначений. Другой разговор, что строительные компании и производители строительных материалов долгое время сидели на старом багаже, потому что все равно был доход от увеличения объемов работ, от востребованности. Но на каком-то этапе это заканчивается и приходится что-то менять. В результате такие организации или начинают просто исчезать с рынка, или их выкупают более динамичные компании.

При этом у нас еще недостаточно применяются современные технологии. Но часть из них к нам приходит. Если говорить о качестве промышленной продукции, выпускаемой у нас, о качестве цемента, выпускаемого на наших новых производствах технологическими линиями, то они ничем не отличаются от лучших мировых аналогов. Это хорошая продукция, и ее можно использовать.

"ТЕХНОЛОГИЮ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАДИОНА НЕ СОВСЕМ ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИЛИ"

- Говоря о сроках, технологиях и стоимости, нельзя не спросить: вы следите за историей строительства «Зенит-Арены»? То, что происходит со сроками строительства и сметой стадиона, это нормально?

- Совсем не нормально, потому что, на мой взгляд, изначально подход был неправильным. Субъект Федерации должен был взять на себя главную роль по контролю за производством работ на этом объекте. К сожалению, осознали это позже, но все-таки взяли контроль на себя, и мы видим, что дело пошло активнее. Конечно, не очень здорово, когда стоимость проекта сначала составляет 6,7 миллиарда рублей, а заканчивается все 40 с лишним миллиардами. Это во всех отношениях затратный объект. Многое переделывалось в процессе. Не до конца была освоена технология. А самое главное, как представляется, - был недостаточно продуман вопрос о строительстве именно такого стадиона. Конечно, нужна была арена на 50-60 тысяч зрителей, но ту технологию, которую выбрали под руководством японского архитектора, наверное, не совсем правильно оценили. И еще неизвестно, сколько она потянет при эксплуатации. Это действительно очень затратно: выкатное поле, раздвижная крыша, эксплуатация и содержание. И, конечно, городской бюджет, если стадион останется за ним, вынужден будет все время раскошеливаться. Сложно сказать, сможет ли арена себя обеспечивать, даже с учетом ежедневной загрузки какими-то эстрадно-массовыми мероприятиями.

- Вы сейчас часто бываете в Петербурге?

- Достаточно часто.

- На ваш взгляд, как развивается строительный рынок в нашем городе? Есть ли новые объекты, которые используют современные технологии и развиваются в соответствии с современными тенденциями городского планирования, урбанистики?

- Я в свое время обещал не заниматься критикой городского хозяйства и руководителей, потому что сам понимал трудности и сложности этой работы. Но тем не менее я все время говорил о том, что городу нужны крупные объекты, крупные стройки, поскольку это затрагивает всю экономику города. Если помните, то в середине девяностых годов мы считали одной из главных задач развитие дорожной сети, строительство новых набережных, новых улиц, кольцевой автодороги, Западного скоростного диаметра, новых мостовых переходов через Неву, без которых город буквально задыхается. Поэтому инженерная инфраструктура всегда должна идти впереди. Но за последнее время в Петербурге построено много интересных объектов, в том числе и в центральной части города. Развиваются квартальные застройки, выполняется полное благоустройство. Но все равно нужно смотреть вперед и искать новые формы работы. Если опять же вспомнить середину девяностых годов, то мы тогда смотрели, как быстрее украсить город и каким образом создать условия для привлечения туристов, бизнесменов, банкиров. Мы начали создавать пешеходные улицы, благоустроенные дворики. Это помогло отчасти расселению самими бизнесменами центральной части города. Без этого, наверное, ничего не происходило бы. Поэтому хотелось бы, чтобы и нынешнее руководство более активно предлагало новые проекты, никоим образом не замораживало старые и все время двигалось вперед.

"МАЛОЭТАЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДАЕТ КОМФОРТНУЮ СРЕДУ"

- Говоря о строительстве жилья, мы видим сегодня, что на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области активно строятся новые микрорайоны (часто многоэтажные), но одновременно ведется строительство малоэтажных объектов. Появление малоэтажной застройки - это позитивная тенденция?

- Прежде чем перейти к малоэтажной застройке, я хочу сказать, что очень здорово строит и развивается Ленинградская область. Ей есть куда строить и для чего. Самое главное, что такой мегаполис, как Санкт-Петербург, позволяет ей активно развиваться рядом с его границами. Безусловно, в отдельных точках возможны только крупные высотные застройки. При этом страна наша огромная, земель для застройки достаточно. Правда, они не всегда инженерно обустроены, но даже с учетом этого было бы правильно активнее развивать малоэтажную застройку. Малоэтажная застройка заставляет владельца будущего строительства, если это вообще односемейное заселение, отвлекаться от всех проблем и больше заниматься своим домохозяйством.

- Сегодня ведь есть еще и новые технологии, есть таунхаусы, есть сдвоенные домовладения…

- Абсолютно правильно. Сегодня такого рода строительства очень много. Более того, мы видим, что такие объекты зачастую дают своим жителям более комфортную среду обитания: больше пространства, больше зелени, больше света и воздуха. Применение современных архитектурных и дизайнерских решений позволяет создавать объекты, в которых приятно жить и на которые приятно смотреть. Например, проект предпринимателя Евгения Пригожина «Северный Версаль» - это живая иллюстрация классических традиций петербургской архитектуры. А ведь на месте этого красивого благоустроенного объекта когда-то не было ровным счетом ничего. Другой его проект - «Лахта Парк», наоборот, возведен в футуристическом стиле с прямыми линиями, большими оконными пространствами, креативно спланированными пешеходными дорожками и зелеными насаждениями. Видно, что в проекты вложено много души, сил и воображения. Кстати, благодаря Евгению Пригожину удалось в свое время спасти от перепрофилирования легендарный Елисеевский магазин, которому по историческим чертежам и фотографиям вернули былое великолепие и который сегодня является визитной карточкой Петербурга, а также восстановить подвалы Строгановского дворца, которые теперь можно демонстрировать самым взыскательным туристам. Восстановление исторических объектов - это тоже важная часть жизни такого города, как Санкт-Петербург.

Вместо послесловия

"ГОРОД РАЗВИВАЕТСЯ"

- Вы были избраны губернатором Петербурга более двадцати лет назад. Наверное, представляли себе, каким город может быть через десять или двадцать лет. Сегодняшний Санкт-Петербург ваши ожидания оправдывает? Все ли сделано и что еще можно сделать, чтобы Петербург стал более комфортным для жизни?

- Никогда все не сделать. Город - это живой организм. Он постоянно требует обновления фасадов, благоустройства дворовых территорий, реконструкции и расширения дорожной сети. Чтобы вы понимали: допустим, фасад нужно обновлять каждые пять - семь лет, и если этого не делать, то следующий этап работ по приведению этого фасада в порядок будет уже значительно более объемным. Полотно дороги служит пять-шесть лет, и если не делать рекультивацию верхнего слоя, то потом придется заделывать огромные ямы, канавы и так далее. Все это нужно выстраивать в системную поддержку всего городского хозяйства. Но могу сказать, что город в принципе с каждым годом становится все лучше, украшается. Другое дело, что все эти стихийные температурные перепады и избыток выпадающих осадков не всегда позволяет навести порядок. Но здесь город тоже должен обратить внимание: значит, со службами, которые занимаются эксплуатацией, не все в порядке. На это надо обратить самое серьезное внимание. А так город развивается, становится краше. Я приезжаю в Петербург и вижу это каждый раз.