2017-04-13T14:05:36+03:00

На рамки металлоискателей петербургского метро потратили 60 миллионов рублей

Только террористов они все равно не останавливают. Корреспонденты «Комсомолки» разобрались, как работает система безопасности
Поделиться:
Комментарии: comments13
Вся безопасность падает на плечи сотрудников метроВся безопасность падает на плечи сотрудников метроФото: Олег ЗОЛОТО
Изменить размер текста:

«ОТ НИХ ТОЛЬКО ГОЛОВА БОЛИТ»

Среда. 9 утра – самый час-пик. Стою на станции метро «Площадь Восстания». Рядом два сотрудника метро. У нас с ними этим утром один пост, только они следят за пассажирами, а я - за ними.

Люди плотным потоком проходят сквозь рамки металлодетекторов. Над ними загораются то красные огоньки, то зеленые, еще сверкают ножки самой рамки на уровне потенциально опасных предметов: у кого-то напротив рюкзака, у кого-то в районе карманов. И звук. Почти непрерывный тревожный сигнал. Но на него, кажется, никто не обращает внимания.

Подхожу к сотрудникам метро:

- А вам эти рамки хоть помогают как-нибудь? А то все звенят же.

- Нет, - машет головой мужчина в форме, - от них только голова болит – мы же целый день стоим. Мы всех на глаз определяем.

Определять на глаз, к слову, не так-то просто. Мою собственную шкалу подозрительности за первые 15 минут «дежурства» на станции превысило несколько человек: вот парень азиатской внешности с большой черной сумкой, вот еще один, выглядит неважно и рюкзак за спиной внушительного размера, потом еще пара мужчин с большими портфелями.

Однако все они прошли к эскалаторам без дополнительного досмотра. Сотрудники метро в этот момент болтали друг с другом, отвернулись от рамки или просто ушли в другой зал. Выходит, и на глаз никто не определял.

НА ЧТО СПОСОБНЫ РАМКИ

Металлодетекторы в петербургском метрополитене установили в 2015 году – это было особенное требование безопасности. Один аппарат SmartScan C18 (а именно такие стоят в вестибюлях) по оптовой цене выходит около 180 тысяч рублей. Всего закупили почти на 60 миллионов.

«Это не просто еще один металлодетектор — это новая концепция в развитии цифровой технологии!» - заявляет производитель. В каждой рамке определяются 18 зон, и аппарат сразу же показывает, где конкретно находится опасный предмет.

Сигнал "ТРЕВОГА" загорается после каждого пассажира. Но проверяют далеко не всех Фото: Олег ЗОЛОТО

Сигнал "ТРЕВОГА" загорается после каждого пассажира. Но проверяют далеко не всехФото: Олег ЗОЛОТО

- Как и с любым техническим устройством, все зависит от того, как его настроили. Можно сделать так, что он будет замечать только фольгу от конфетки, а можно так, что он каждый винтик в суставах увидит. Если устройство работает, то не может быть никаких внезапных отказов. Важнее то, как работает оператор. Это техническое устройство, которое создано не для того, чтобы обеспечивать безопасность, - говорит главный инженер охранного агентства «Титан» Сергей Богомолов.

Настроить SmartScan можно так, чтобы он определял метал с 15 граммов и по нарастанию. Всего есть 100 уровней чувствительности. Как настроены рамки в метро – вопрос открытый. Очевидно, что срабатывают они почти на всех и, значит, совсем не эффективны.

УЗНАЮТ ПО ПОХОДКЕ

- На станциях работают наши сотрудники, а в депо – сотрудники охранных предприятий. Кроме того, на станциях должны стоять полицейские, но их мало, - комментирует Юлия Шавель, пресс-секретарь петербургской подземки.

А профессионалов не хватает. Причем при правильной организации, их на каждой станции должно быть не меньше двух.

Проскользнуть мимо отвернувшегося полицейского не составляет большого труда Фото: Олег ЗОЛОТО

Проскользнуть мимо отвернувшегося полицейского не составляет большого трудаФото: Олег ЗОЛОТО

- Рамки и все системы видеонаблюдения в условиях метро, особенно в больших городах в час пик не работают должным образом. Когда люди слипаются, невозможно отличить одно лицо от другого. Техника тут проигрывает человеческому фактору, поэтому основной упор нужно делать на профайлинг, - рассказывает специалист по профайлингу Анна Кулик.

Говоря простым языком, профайлинг – это оценка действий человека и прогнозирование его поведения. Профессиональные специалисты проходят 50-часовые курсы, чтобы понять теорию, и еще около 80 часов «закрепляют» ее на практике.

- Обычно внимания у специалиста хватает на 4 часа активного наблюдения. Но при большом пассажиропотоке такое время выдержать физически невозможно. Должно как минимум двое стоять и меняться через каждые два часа, - говорит Анна Кулик.

Получается, что как бы не пищали рамки металлодетекторов, все как всегда зависит от человеческого фактора. А человеку, как известно, свойственно ошибаться.

ОФИЦИАЛЬНО

Как сообщает пресс-служба метрополитена, с начала работы рамок службы контроля проверили почти 27 миллионов пассажиров. Во время досмотра у пассажиров было выявлено:огнестрельное оружие (787), холодное оружие (259),травматическое оружие (503), газовое оружие (12), пневматическое оружие (3092).

Кроме того, выявлено более 34000 колюще-режущих предметов хозяйственного, сувенирного предназначения, предметов, имеющих внешние признаки схожести с огнестрельным оружием, а также около 4400 патронов.

РАССЛЕДОВАНИЕ

Что происходило в вагоне метро за минуту перед терактом

Поезд с террористом внутри отправился от станции «Сенная площадь» в 14:31. Его ждал переезд длиной всего одна минута и сорок секунд, расстояние – 1,1 километр. Как вспоминал машинист Александр Каверин, в секунду взрыва станция уже была видна, поэтому он и решил продолжить движение. Комсомолка отсмотрела архивные видео перегона между «Сенной» и «Техноложкой». Судя по ним, свет следующей станции виднеется уже на 55-й секунде. Выходит, больше половины пути было пройдено, а после взрыва поезд должен ехать еще около 45 секунд, но все очевидцы говорят – машинист нажал на газ и они понеслись быстрее обычного (подробности).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Петербурге, не приходя в сознание, умер Сергей Постнов - 15 жертва теракта в метро

Взрыв, прогремевший в петербургском метро 3 апреля в 14:40, унес еще одну жизнь. В ночь на 12 апреля в больнице, не приходя в сознание, умер житель Гатчины.

- Сегодня в 0:35 в Военно-Медицинской академии скончался один из тяжелой группы пострадавших, - сообщила вице-губернатор Петербурга Анна Митянина. Его имя – Сергей Постнов. Сергею было всего 40 лет (подробности).

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Петербургский метрополитен»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также