Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Звезды5 июля 2017 9:30

«Русский Гамлет» возвращается

Театр Бориса Эйфмана празднует сорокалетие в Петербурге [фото]
Источник:kp.ru
Спектакль "Русский Гамлет". Автор фото: Евгений Матвеев.

Спектакль "Русский Гамлет". Автор фото: Евгений Матвеев.

Почему история «русского Гамлета» всегда будет окутана тайнами и мистикой, а Евгений Онегин неплохо смотрится в малиновом пиджаке? «Комсомолка» побывала на репетиции театра балета Бориса Эйфмана накануне его сорокалетия, который труппа отпразднует на сцене Александринского театра, узнала о профессиональных ритуалах ведущих артистов и том, что они чувствуют накануне значимой даты.

Незабываемая Каренина

Петербург встречает легендарную труппу после семи недель гастролей по США и Канаде. Отдыхать некогда: впереди завершение театрального сезона и празднование 40-летия коллектива. Зрители увидят спектакли конца 90-х – 2000-х в новом формате: переосмысленная хореография, другие декорации, костюмы и, конечно, спецэффекты, без которых современное искусство не может существовать. Возрожденный спектакль «Русский Гамлет» откроет серию из шести вечеров, в течении которых покажут всемирно известные спектакли труппы: «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «По ту сторону греха», «Роден, ее вечный идол», «Up & Down».

В гримерке идут последние приготовления к репетиции, а артисты уже разминаются на сцене в ожидании маэстро. Поговорить с ведущей солисткой театра Марией Абашовой удалось за кулисами. Предстоящий спектакль станет ее бенефисом: в театре Эйфмана она танцует уже 15 лет.

Автор фото: Евгений Матвеев.

Автор фото: Евгений Матвеев.

– Пожалуй, я даже не осознаю, что уже 15 лет на сцене. Хотя помню каждый сезон, каждую премьеру. Но наши спектакли в Петербурге – это нечто особенное, - рассказывает Мария. - Мы выступаем дома, для нашей родной публики и, конечно, выходим на сцену с большой радостью. Самая знаковая роль для меня – это Анна Каренина, поскольку после этой партии я стала ведущей солисткой театра. Я была первой исполнительницей роли Анны. Никогда не забуду эту премьеру: ты стоишь на сцене, и у тебя слезы в глазах. И ты говоришь себе: «Неужели это происходит». Непередаваемое чувство, когда ты танцуешь партию, которой не было до этого. Очень ответственно и приятно.

Гамлет по-русски

В постановке «Русский Гамлет» Мария Абашова исполняет партию императрицы Екатерины II. История жизни ее сына, Павла I, окутана ореолом тайн и мистики. Дворцовые интриги, убийство отца и холодность со стороны матери превращают юного наследника престола в осторожного, мнительного человека. Спектакль рассказывает историю юного принца-романтика с самого детства до столь ожидаемой им коронации на русский престол. Эйфман рисует мир фантастических галлюцинаций принца, через танец передает идею полного одиночества личности. Вечный поиск ответа на вопрос: «быть или не быть?»

Многие годы спектакля не было в программе театра. В 2017 году «Русский Гамлет» вернулся на сцену. Эйфман не привык создавать новые редакции старых спектаклей, куда важнее для него – существенно переосмыслить собственные постановки и донести их идеи уже для нового зрителя, современного и порой скучающего от классического балета.

– Спектакль имеет свойство устаревать. Возвращая на сцену свои старые балеты, я не реставрирую их, а создаю новые хореографические версии. Адекватные современным профессиональным и техническим возможностям моего театра. Ведь кто, как не автор, имеет право на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в известные творения? – комментирует Борис Эйфман.

Путешествуем во времени

Новый «Гамлет» получился более изысканным и изобретательным. Танец теней на фоне полотна – это сцена, которая граничит между балетом и эротикой. Пока классические позиции остаются неизменными, руки и мимика выражают все эмоции: страх, гнев, страсть.

Исполнитель партии Павла I, ведущий солист театра Олег Габышев уверен, что «Русский Гамлет» – это отличная возможность для зрителя для путешествия во времени.

Автор фото: Евгений Матвеев.

Автор фото: Евгений Матвеев.

– Наш балет пронизан тайнами, мистицизмом, и для меня главное – это передать непохожесть Павла I на других русских правителей. Он чувствует себя императором и в то же время понимает, что он – марионетка. Зритель вместе с нами окунется в екатерининскую эпоху.

Другая, не менее знаменитая партия Олега Габышева – это Евгений Онегин в одноименном балете. Его герой перемещается из классического, созданного Пушкиным мира в 90-ые. Становится настоящим денди в малиновом пиджаке, вместо бала идет на дискотеку, а Ленского убивает не на дуэли, а в ходе схватки на ножах. Показ «Евгения Онегина» 5 июля станет бенефисом Олега Габышева.

– Как бы выглядел Онегин в 2017-м? Наверное, у него в карманах было бы огромное количество гаджетов, и он сидел бы во всех социальных сетях. А история все равно бы осталась прежней. Любовь, дружба, истина – это вопросы актуальные как для ХIХ века, так и для ХХI. «А счастье было так возможно», – подобная истина будет тревожить еще не одно поколение молодых людей.

«Балетные» ритуалы

На вопрос о том, какие ритуалы есть в жизни балетного артиста, Олег смеется и признается: много.

– Естественный ритуал – это разогрев всего тела, чтобы я почувствовал себя максимально свободным, раскрепощенным. Очень помогают дыхательные упражнения, многие элементы из йоги. Подобные практики увеличивают выносливость, приучают правильно дышать. Для артиста важно контролировать дыхание во время выступления.

Борис Эйфман появляется в зале, и артисты приступают к репетиции. Сосредоточенный и строгий, Эйфман для них и хореограф, и режиссер. Он следит за каждым движением, за каждым поворотом головы. В какой-то момент даже встает с места и начинает сам показывать танцовщикам отдельные элементы.

–Ты – хищник, зверь, тащи ее в свою берлогу,– Эйфман объясняет Сергею Волобуеву, исполнителю партии Фаворита, как правильно «похитить» свою партнершу.

Несмотря на маленькие ремарки, прогон спектакля смотрится на одном дыхании. Артисты не произносят ни звука, но их танец – язык, который зритель поймет без слов.

НА ЗАМЕТКУ

Театральный сезон труппы завершается ставшими уже классикой спектаклями. Они пройдут на сцене Александринского театра с 3 по 11 июля, а во второй половине месяца коллектив привезет свои избранные постановки в Москву – в Большой театр. У Бориса Эйфмана уже есть идеи для создания новых балетов. Но маэстро уверен, что, пока замысел не приобрел конкретные черты, его нужно держать в секрете. А чем удивить публику, он точно придумает.