Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Звезды26 сентября 2017 9:00

Олег Басилашвили: Когда вижу свое лицо на экране, ничего, кроме удивления не испытываю

Сегодня великому актеру - 83!
Источник:kp.ru
Олегу Басилашвили - 83 года.

Олегу Басилашвили - 83 года.

Фото: Александр ГЛУЗ

Олегу Басилашвили - 83! Сегодня, 26 сентября, актер театра, кино и телевидения, Народный артист СССР принимает поздравления от родных, близких, поклонников его творчества. Своим Самохваловым из «Служебного романа» он припечатал циничных карьеристов, его Бузыкин в «Осеннем марафоне» стал воплощением жизненной трагедии нерешительного интеллигента, пианист Платон Рябинин в «Вокзале для двоих» рассказал щемящую историю любви и благородства. А как он сыграл Воланда в экранизации «Мастера и Маргариты»! Невероятное обаяние Олега Валериановича заставляет любить даже отрицательных его персонажей. Олег Валерьянович и по сей день играет в театре и время от времени принимает участие в съемках. Мы собрали все интервью, которые Олег Валерианович давал «Комсомольской правде».

Норман Тэйер, "Лето одного года". Фото: БДТ.

Норман Тэйер, "Лето одного года". Фото: БДТ.

О ПРАЗДНИКЕ

- Для меня это абсолютно не праздник. Я жду не дождусь, когда этот кошмар кончится! Ненавижу я все эти дни рождения, эти речи льстивые неискренние... Так что меня поздравлять особо не с чем.

Два раза я праздновал юбилей. Первый раз, когда мне было шестьдесят. Сказали, надо, да, конечно, спасибо. Но чем ближе к делу, тем ужаснее. Я пошел к Кириллу Лаврову: слушай, Кир, я не буду, я боюсь, а вдруг никто не придет, ужас какой-то! Перестань, говорит он, нас не поймут. Кто нас не поймет, не знаю, ну неважно.

ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТАХ

- Я не очень хорошо знаю, что такое интеллигентный человек, честно признаюсь. Слово интеллигент только в России есть, нигде в мире больше такого нет. Интеллектуал? Человек, который много читал, много видел, много знает? Нет, наверное, этого недостаточно для интеллигента. А может ли быть интеллигентом простой человек, крестьянин, который не был в Эрмитаже и не читал «Войну и мир»? Считаю, может быть. А то, что роднит их и называется интеллигентность. Думаю, это ощущение своей сопричастности ко всем окружающим тебя людям, ко всему, что происходит в мире.

"Калифорнийская сюита", 1999. Ханна Уоррен - Алиса Фрейндлих, Уильям Уоррен - Олег Басилашвили. Фото: БДТ.

"Калифорнийская сюита", 1999. Ханна Уоррен - Алиса Фрейндлих, Уильям Уоррен - Олег Басилашвили. Фото: БДТ.

О СВОИХ РОЛЯХ В КИНО

- Каждый раз, когда впервые вижу свою работу на экране ничего, кроме чувства удивления не испытываю! И это не самокритичность, я просто вижу себя со стороны. Когда фотографируешься, это всегда выглядит ужасно, а когда еще ты говоришь, двигаешься, встаешь, садишься, - это зрелище, которое смотреть неприятно. Потом привыкаешь - вот я такой, какой есть. А первое впечатление ужасающее!

Воланд - это одна из ролей, которую я сыграл более или менее, на мой взгляд, интересно. Конечно, то, что я сделал на экране вместе с режиссером Володей Бортко, не исчерпывает всего, что написано о Воланде в гениальном романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Но для того, чтобы осветить все, что написано у Михаила Афанасьевича, необходимо снимать сериал только о Воланде. Я избрал одно из проявлений этого существа - человека и, мне кажется, сделал правильно. Распыляться на другие вещи было сложно. Главное, мне кажется, там ухвачено. Ярко или неярко сделано, это не мне судить.

О ПРОШЛОМ

"Костюмер", 2002. Сэр Джон - Олег Басилашвили, Ян Цапник - Норман. Фото: БДТ.

"Костюмер", 2002. Сэр Джон - Олег Басилашвили, Ян Цапник - Норман. Фото: БДТ.

- Я испытываю ностальгию по работе на «Мосфильме», по своей молодости, по своим родителям, по своему детству. Конечно, хотелось бы быть моложе, опять очутиться студентом, опять работать с Рязановым, Данелия, Швейцером. Но, к сожалению, время берет свое, все меняется.

Сейчас я уже играть Маяковского не могу - он умер молодым человеком. Но был такой сценарий, написанный Швейцером, по-моему называется «Один день». Замечательный был сценарий, поэтому советская власть его запретила. В нем расказывалась о том, как Маяковский, умоляя на том свете вернуть ему жизнь хотя бы на один день, возвращается в Москву, не выдерживает и стреляется заново. И мне предлагалось эту роль сыграть, но, к сожалению, не состоялось...

Князь К. в спектакле "Дядюшкин сон".

Князь К. в спектакле "Дядюшкин сон".

О СОВРЕМЕННОЙ РЕЖИССУРЕ

- Главное в каждом спектакле для любого режиссера - возможность высечь искру из того материала, который дал автор и зажечь ею пламя в сердце зрителя. Тут годятся любые формы, лишь бы то чувство, которое хотел передать автор, благодаря той или иной острой форме, передалось бы. Я ничуть не против этих экспериментов. Но когда я вижу чистую халтуру, выдаваемую за эксперимент, мне обидно. А такой сейчас большинство. Попытка показать не автора, а рассказать зрителю, какой я режиссер, умный, талантливый и смелый. Всегда это обречено на успех у самой непрезентабельной публики и на забытье.

Евгений Лебедев, Олег Басилашвили и Георгий Товстоногов на репетиции спектакля "На всякого мудреца довольно простоты", 1985 год.

Евгений Лебедев, Олег Басилашвили и Георгий Товстоногов на репетиции спектакля "На всякого мудреца довольно простоты", 1985 год.

О ВДОВЕ ЧЕХОВА

- В студии Художественного театра, когда я там учился, устраивались вечера, посвященные великим старикам. И вот на вечер, посвященный Василию Ивановичу Качалову, пришла Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. А я был дежурным по студии, поэтому должен был в коридорах следить за тишиной. Выходит из зала пожилая женщина, мне говорят: «Проводите, пожалуйста, Ольгу Леонардовну по лестнице, она лифтов боится». Надо было два пролета пройти - и к машине. Я веду ее под руку и мучительно думаю: «Это же вдова Чехова, надо же что-то спросить!» А что спросить? И вдруг она останавливается и говорит: «Вы знаете, Антон всегда говорил: учитесь у жизни, а не у литературы. Запомните это, молодой человек...» Прикоснуться к ладони женщины, которая обнимала Антона Павловича Чехова! Вы понимаете, что это значит... и сколько мне лет!..

О РУССКОМ БУНТЕ

Что мы иногда невпопад что-то делаем. Что хорошо бы - в том поле деятельности, которое для себя нашли, зарабатывании денег, строительстве дома, покупки вещей, необходимых для семьи, хорошо бы не забывать о том, что есть душа. Забыть о душе - самое страшное. И здесь гигантскую, а может, основополагающую роль играют театр, литература, музыка, все вместе. Недаром мне когда-то даже казалось, что артисты - это какой-то особый клан. Да и сейчас кажется. Едешь в «Cтреле», видишь знакомое лицо, я с ним не знаком, он со мной не знаком, но он лицо мое знает, и я его знаю, и мы уже друг другу улыбаемся, что-то нас связывает, чего словами выразить нельзя. Видимо, задача, которую вдолбили в голову наши педагоги, наши режиссеры... Георгий Товстоногов всегда остро это ощущал - задачу театра. Задачу каждого спектакля и каждого актера. Мы ставили «Дядю Ваню». Я играл дядю Ваню. Человек три акта подряд говорит о несправедливости жизни, о том, что Серебряков заедает чужую жизнь, о том, что виновата маман, которая эти идиотские книги читает, о том, что Елена Андреевна ленива, хотя и красива, Астров - алкоголик, пьяница, вообще ничего. Все вокруг виноваты. Вынимает пистолет: ба-бах в Серебрякова, второй раз ба-бах - не попал. И вдруг понимает, что никто вокруг не виноват, что он сам виноват в своей судьбе, сам. Потому что, вместо того чтобы становиться профессором Московского университета, он делал все для того, чтобы в этом доме сохранилась атмосфера и поэзия того времени, когда была жива его сестра, был жив отец. И он это сохранил, он стал замечательным управителем этой усадьбы. Хотя и не профессором. Потому и называется «Дядя Ваня». Он хранитель. И он это понял. И когда он это понял, он говорит Серебрякову: все будет по-старому. И сидит, щелкает на счетах и плачет, потому что понимает, что весь его бунт в пустоту. Русский бунт - это наша беда...

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Олег Валерианович БАСИЛАШВИЛИ родился 26 сентября 1934 года в Москве. Окончил Школу-студию при МХАТ (1956). Актер Ленинградского АБДТ им. Г. Товстоногова. Живет в Москве и Санкт-Петербурге. Народный артист СССР. Первая жена - актриса Татьяна Доронина. Вторая жена - Галина Мшанская. Дочери - Ольга Мшанская и Ксения Басилашвили.

5 лучших фильмов:

✓ «О бедном гусаре замолвите слово»

✓ «Служебный роман»

✓ «Вокзал для двоих»

✓ «Осенний марафон»

✓ «Мастер и Маргарита»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

10 правил жизни Олега Басилашвили

1. Пьянство – имитация удовлетворения от какого бы то ни было творчества. Уход от жизни.

2. Мы не маленькие дети, чтобы нами манипулировать.

3. Мне кажется, задача современного искусства – сделать так, чтобы, зарабатывая деньги, строя дом, покупая вещи, люди не забывали о том, что есть душа.

4. Я приобрел знание того, что женщина может быть предана до последней капли крови. Я Бога за это благодарю, это редкость, это счастье. Между мужем и женой всегда бывают какие-то ссоры, какие-то недоразумения. Ромео и Джульетта, если бы поженились, тоже имели бы свои маленькие неприятности. Но я понимал, что, если понадобится, этот человек, как Матросов, бросится на амбразуру. У меня масса недостатков. У нее тоже есть. Но это не главное. Главное, что человек может отдать другому человеку свою жизнь [подробности].