Жюри под руководством Константина Бронзита активно голосовало
Низкие сводчатые потолки галереи «Борей», натюрморты с черепами на белёных стенах и маленькая прокуренная комната. Здесь члены жюри XV Международного фестиваля анимационных искусств «Мультивидение» спорят о студенческом эпатаже, чёрном юморе и о том, за какие инстинкты надо цеплять зрителя.
В РОССИИ НЕТ БАЗЫ ДЛЯ АРТХАУСА
Идея фестиваля – показать последние достижения мировой анимации, исследовать новые тренды и познакомить публику с теми фильмами, которые обычно не выходят в широкий прокат. Светлана Иванова, президент фестиваля, признаёт: Францию по качеству и количеству обогнать сложно.
– Россия находится на вполне достойном уровне, но, естественно, во Франции дело обстоит лучше. Просто у них очень большая государственная поддержка анимации. В России такого нет. Эта отрасль ресурсоёмкая – фильмы делаются очень долго, это труд большого количества людей. У нас ещё большая беда с обучением, потому что там, где учат анимации, нет хорошей технической базы, - говорит она.
Тенденция последних лет – авторское кино «для себя», или анимационный артхаус. Мультфильмы для детей и сериалы тоже участвуют в фестивале, но их намного меньше. Часто те фильмы, которые проходят на фестиваль, становятся большим метром. Основные критерии оценки – крепкий сценарий, хороший видеоряд, режиссёрская работа.
РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НОМИНАЦИИ
Свои фавориты есть у председателя жюри, режиссёра Константина Бронзита. Часть лент из номинации «Студенческое кино» он отсматривал накануне обсуждения, но ничего зазорного в этом не видит.
– На просмотр было отпущено дней десять. Но так как мы заняты постоянно, смотрим всё в последний момент. Знаете, это никак не влияет на восприятие. Мы профессиональные люди, поэтому считываем всё по щелчку. Если честно – проматывал тоже. Это совершенно нормально, - рассказывает мультипликатор.
Константин вспоминает, что пару лет назад в конкурсе лидировала Англия. Сейчас ему нравится французский фильм «Путешественники» – потому что «очень смешной». Главный герой – тигр, попавший в космос. Дмитрий Высоцкий активно – и отрицательно – жестикулирует.
– Ну что это такое? Я понимаю, что это шутка, ребята старались, но она нисколько не смешная.
А через несколько минут Константин предлагает вычеркнуть одну номинацию из списка. Режиссёр более чем уверен, что «Экспериментальное кино» изжило себя.
– Согласен. Нет никаких экспериментов, – поддерживает Высоцкий. –2017 год, всё уже попробовали.
– А вместо неё поставим «Социальное кино», согласны? – спрашивает Константин. – В этом году очень много мультфильмов социальной направленности. Взять хотя бы «Негативное пространство»!
РЕЦЕПТ ДЛЯ РЕЖИССЁРА
Константин Бронзит согласен с тем, что в 2017 году на фестивале высокая соревновательная плотность. На вопрос о главном критерии режиссёр уверенно отвечает:
– Зацепил фильм или нет – какой здесь ещё может быть критерий? Это самое точное. И совершенно неважно, как зацепил – или по блестящей выделке, или по проникновению в содержание. Среди российских нашумел фильм «Среди чёрных волн», лауреат различных международных фестивалей, сейчас в лонг-листе на «Оскар», между прочим. Есть ещё очень странный фильм, американский, AbsenceofEddyTable. Но не все зрители будут его смотреть. С первого взгляда, по первым кадрам он выглядит довольно отвратительно. С точки зрения взгляда, привыкшего к приятным картиночкам. Есть ряд фильмов, которые нужно смотреть подготовленным. А вообще критериев всего два: уровень профессионализма и то, что называется месседж – что человек хотел, ради чего он снял этот фильм, - говорит он.
КСТАТИ
XV международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение» проходит в Петербурге с 28 октября по 19 ноября. В этом году фестиваль получил более 1700 заявок из 88 стран мира: Россия, Франция, США, Великобритания, Испания, Италия, Польша, Хорватия, Эстония, Япония, Корея, Сингапур и Колумбия. Всего в конкурс отобраны 162 работы. В кинотеатре «Родина» состоится объявление и показ «горячей десятки» - фильмов-победителей этого года.