Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Общество5 декабря 2017 12:00

Икона «Ангел Златые власы» останется в Русском музее

Бизнесмен Сергей Шмаков пытался переместить реликвию в церковь при Михайловском музее
Источник:kp.ru
Икона "Ангел Златые Власа" работы начала XII века

Икона "Ангел Златые Власа" работы начала XII века

Русский музей обладает одной из самых больших коллекций средневекового искусства. Среди экспонатов выделяется ценная и древняя работа новгородской школы иконописи - «Ангел Златые власы» («Архангел Гавриил») XII века.

Особенность образа - в волосах ангела, они выложены нитями из сусального золота. Памятник искусства мирового художественного уровня представлен в основной экспозиции и хранится в специальной капсуле, которая стабилизирует ее состояние.

Лик святого стал камнем преткновения и обратил внимание общественности к вопросу, возможно ли частной инициативе повлиять на внутреннюю жизнь государственных музеев.

МЕЧТЫ О РЕЛИКВИИ

Внимание к новгородскому шедевру XII века, который уже 150 лет находится под бережным уходом сотрудников музеев, привлек известный бизнесмен Сергей Шмаков.

Являясь совладельцем благотворительным фонда «Иваново дело» (директором его является жена Сергея Светлана, - прим. автора) он обратился к Министерству культуры, а те, в свою очередь, в музей. Его просьба: на время переместить образ из выставочного пространства основного здания на Инженерной улице в церковь при Михайловском замке.

Икона не переживет переезда, уверены специалисты.

Икона не переживет переезда, уверены специалисты.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Хотя замок и является филиалом Русского музея, хранители реликвии выступили против. Любое воздействие на икону может негативно повлиять на хрупкий образ, да и жива в памяти история с образом Тропецкой Богоматери. Ее Шмаков тоже просил на время, а потом вывез в коттеджный поселок Подмосковья. После неоднократного продления договора об аренде, музей узнал, что икона им больше не принадлежит.

- Мы однажды столкнулись с вопиющим случаем, когда музейная реликвия была приватизирована частным лицом, - сказал и.о. заместителя директора по научной работе Русского музея Григорий Голдовский. – Каких-то законных рычагов, чтобы вернуть ее в музей, в настоящее время, у нас, к сожалению, нет.

Чтобы не вставать на те же грабли во второй раз, музей забил тревогу. Специально для этого созвали расширенный научно-реставрационный совет Русского музея, который выдал резолюцию: икона находится под угрозой и может быть утрачена.

СПАСЕНИЕ АНГЕЛА

Представители Русского музея.

Представители Русского музея.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Икона за все время своего существования была на сторонних выставках шесть раз. Перед каждой экспозицией образ исследовался специалистами, которые давали заключение, как влияет перемещение на ее состояние. В 1997 году, когда икона передавалась на выставку в нью-йоркский музей «Метрополитен», эксперты не советовали трогать реликвию.

- Икона очень хрупкая, есть опасность появление «грядок» и вздутий, - зачитала заключение экспертов заведующая сектором реставрации древнерусской живописи, художник-реставратор высшей категории Елена Азарнина. – Многочисленные отверстия гвоздей в деревянной основе могут способствовать образованию новых и расширению старых трещин.

Одним словом, перенос иконы, по мнению специалистов, возможен только в пределах здания. И лишь в случае крайней необходимости.

Реставраторы также убеждены, что если даже икону поместить в специальный «саркофаг», в котором будет установлена нужная температура и необходимая влажность, перемещение и транспортировка разрушат ее.

- Памятник культуры сравни человеческому организму, - подытожила и.о. главного хранителя Русского музея Ольга Бабина. - Если не трогать хронические заболевания, то он просуществует длительное время. Так и здесь: не нужно трогать реликвию и она пробудет с нами еще долго.

ИНТЕРЕСНО

Первоначальное происхождение иконы «Ангел Златые власы» неизвестно. Скорее всего, она была создана новгородцами, на это указывает художественный стиль.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Икона была обнаружена в 1864 году при разборке «рухлядной» кладовой в «палатке» на Ивановской колокольне в Кремле, где были сложены «ветхие и негодные к употреблению» памятники, предназначенные к уничтожению.

В 1934 году была передана из фондов Третьяковской галереи в Русский музей, для улучшения качества экспозиции домонгольской живописи.