Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество18 декабря 2017 8:23

«Он понял, какой стиль подходит атмосфере и климату Петербурга...»

Главные дома, построенные в Северной столице по проекту зодчего и одного из первых гонщиков в городе на Неве Алексея Бубыря [фото]
Источник:kp.ru
Эпоха модерна - один из самых неоднозначных периодов в европейской истории

Эпоха модерна - один из самых неоднозначных периодов в европейской истории

Фото: Александр ГЛУЗ

Алексей Федорович Бубырь - русский архитектор и один из самых ярких представителей северного модерна, творивших в Петербурге. Уроженец Екатеринославской губернии, выпускник Института гражданских инженеров, автор около двадцати доходных домов в Северной столице... (см. «"Справка КП"»).

Разобраться в особенностях творчества Алексея Федоровича «КП» помог специалист в области модерна и создатель популярных авторских архитектурных экскурсий Федор Грибков.

«ПОНЯЛ, ЧТО ГОРОД - БАЛТИЙСКИЙ»

- Эпоха модерна - один из самых неоднозначных периодов в европейской истории. А еще больше ситуация осложняется, когда мы говорим о Петербурге, - подчеркивает эксперт. - Во все периоды истории Северная столица заимствовала западные традиции, при этом сохраняя свою классическую индивидуальность.

По словам Федора, одной из градостроительных задач начала двадцатого было сохранение неповторимого и уникального облика Петербурга при всех инновациях «нового стиля». То есть использовать новые течения зодчим разрешалось, но, что называется, в меру.

- Как раз в творчестве Алексея Федоровича Бубыря наиболее органично просматривается переход от северного модерна к неоклассике, - отмечает Грибков. - Если говорить об истоках северного модерна, то, конечно же, это Гельсингфорс (Хельсинки). Бубырь - один из первых, кто начал понимать, что Петербург - балтийский город, и стиль Сааринена и Ларса Сонка как нельзя лучше подходит нашей атмосфере и климату. Строгие асимметричные фасады, разнообразие окон, первый этаж, акцентированный серым гранитом...

Но обо всем по порядку. Вот самые примечательные дома Алексея Федоровича в Петербурге.

Этот дом - один из главных в творчестве зодчего

Этот дом - один из главных в творчестве зодчего

Фото: Александр ГЛУЗ

С ГАРАЖОМ ДЛЯ «РЕНО»

Как рассказывает Федор Грибков, здание под номером 11 на Стремянной улице (1906-1907) - одно из главных петербургских творений архитектора.

- Это собственный доходный дом Бубыря, центральное здание в его творчестве, - рассказывает Федор Грибков. - Как вы видите, фасад постройки украшают многочисленные антропоморфные существа. Любопытно, что их выполнили по эскизу зодчего Николая Васильева, будущего автора Соборной мечети на «Горьковской».

- Скульптурный декор здания не имеет аналогов ни в петербургской, ни в европейской архитектуре в целом. Доминанта фасада - «символика Солнца», органично смешанная с аллегорическим изображением морских существ, - рассказывает Грибков. - На уровне первого этажа сохранились «родные» двери магазинов, а вот парадное - это уже больше новодел. На фоне современного растительного декора и витражей с воронами выделяется и подлинное декоративное убранство: уникальной формы лестница криволинейного характера, камин в парадном вестибюле и оконная фурнитура.

Когда-то во дворовом корпусе здесь находился гараж для автомобиля «Рено». Алексей Бубырь был не только выдающимся архитектором, но и одним из первых петербургских гонщиков!

- Кстати, у самого Алексея Федоровича была здесь квартира на шестом этаже. В домовладении начала двадцатого века это встречалось весьма редко, - добавляет специалист.

Здание рассчитано на восприятие издалека

Здание рассчитано на восприятие издалека

Фото: Александр ГЛУЗ

СКРОМНОСТЬ И СТРОГОСТЬ

По адресу набережная реки Фонтанки, 159 (1907-1909) располагался доходный дом Константина Ивановича Капустина, активного деятеля автомобилизма и участника многих соревнований по автоспорту. Вместе с ним Алексей Федорович участвовал в гонках Петербург-Луга.

- Дом, безусловно, рассчитан на восприятие издалека, - оценивает постройку Федор Грибков. - Внимание привлекают компоновка масс, игра оконных проемов, разнообразие облицовочных материалов при... абсолютной бездекоративности. Почти никакого «украшательства», а сам дом отлично вписан в градостроительный контекст Большой Коломны: район отнюдь не центральный.

По словам эксперта, здание отражает присущую северному модерну скромность и строгость.

- Пластику стен подчёркивают такие строительные материалы, как черепица, гранит и штукатурные фактуры, - рассказывает создатель авторских экскурсий. - Кстати, черепичные крыши в Северной столице почти нигде больше не встречаются. Интересна игра цветов: ведь сам фасад получается двуцветным, а цвета образуют между собой контраст.

Здесь использовали мотивы финской и шведской архитектуры

Здесь использовали мотивы финской и шведской архитектуры

Фото: Александр ГЛУЗ

«ШКОЛА, ГДЕ УЧИЛСЯ БРОДСКИЙ...»

На улице Кирочной, 8 находится здание Анненшуле - училище Святой Анны (немецкая школа).

- Школа строилась при церкви Анненкирхе более раннего периода, - говорит Грибков. - Фасад оформлен интересным сочетанием красного и белого глазурованного кирпича (так называемого «гигиенического»).

Бубырь строил это здание не один: его соавтором был Лев Ильин - будущий главный архитектор Ленинграда 30-х годов.

- «Школа, где учился Бродский». Так обычно характеризуют в наши дни здание Анненшуле, - добавляет Федор. - Несомненно, Бубырь и Ильин используют здесь мотивы не только финской, но и шведской архитектуры, которые также проявляются в творчестве известного архитектора Федора Ивановича Лидваля.

Фасады асимметричны

Фасады асимметричны

Фото: Александр ГЛУЗ

ТИПИЧНЫЙ ПРИ ЦЕРКВИ

Загородный, 64 (1910-1912) - это доходный дом Латышской церкви. Это здание считается одним из многочисленных примеров аналогичных построек при религиозных учреждениях. Но и тут Алексею Бубырю удалось сохранить свой уникальный почерк.

- Это здание образует единый комплекс с архитектурным ансамблем на Подольской улице. И вот он - фирменный стиль Бубыря: лестница-башня, ассиметричные фасады и разнообразие в оконных проемах. При этом фасад акцентирован присущими северному модерну штукатурными фактурами, - объясняет наш собеседник. - Интересен общий силуэт здания: перепады кровли и мансардный этаж напоминают нам крепостное зодчество - некий лейтмотив в творчестве нашего архитектора. Примечательно то, что Бубырь по ходу строительства вносил некоторые коррективы и в соседнее здание по проекту Виктора Александровича Шретера, также принадлежавшее Латышской церкви.

И действительно, правая часть здания (Подольская, 2) - бывший Сиротский дом. Его построили в 1881 году по проекту русского архитектора немецкого происхождения Виктора Шретера. Алексей Бубырь надстроил его шестым и мансардным этажом.

Мастер оставил свой след и на Петроградке

Мастер оставил свой след и на Петроградке

Фото: Александр ГЛУЗ

ПАУК И КЛАВИШИ

Большой проспект Петроградской стороны, 104 (1912-1914) - манифест неоклассики Бубыря и единственная его постройка на Петроградке. Как и собственный доходный дом, это здание возведено при участии архитектора Николая Васильева.

- Здание принадлежало тестю Бубыря, Роберту Дидерихсу, который был владельцем фортепианной фабрики, - отмечает Грибков. - Символика парадной лестницы соответствующая: витраж-паук - восемь ног, как символ бесконечной фортепианной игры, напольная плитка вызывает ассоциации с белыми и черными клавишами рояля.

Как отмечает Федор, здание прекрасно вписано в так называемую «новую часть Большого проспекта» после Архиерейской площади (Льва Толстого). На этом архитектурном ансамбле заканчивается дореволюционная архитектура, просуществовавшая в своей целостности до 1914 года.

- Далее наметился некий перерыв в архитектуре Северной столице, связанный с известными событиями, - говорит специалист. - Многие архитекторы дореволюционного Петербурга продолжили работу в Петрограде-Ленинграде. Коснуться Алексея Бубыря это, к великому сожалению, не успело... Архитектор погиб на территории Украины в Гражданскую войну.

ИТОГИ

Резюмируя, Федор Грибков отметил, что след Бубыря сыграл большую роль для градостроительного контекста Петербурга начала двадцатого века.

- Его здания - образцы лучшей стилизации в рамках архитектуры северного югендстиля, который обладает не только индивидуально-авторским характером, но и повторяет мотивы средневековой архитектуры, - заключил эксперт по модерну. - Бубырь идеально вписал такого рода зодчество в петербургский контекст, одним из первых применив асимметрию фасадов, разнооконность и разнообразие облицовочных материалов при общей декоративной аскетичности.

Алексей Федорович Бубырь. ФОТО: Wikipedia

Алексей Федорович Бубырь. ФОТО: Wikipedia

СПРАВКА «КП»

Алексей Федорович БУБЫРЬ. Родился в 1876 году. В 1897-ом сразу по окончании Павлоградской гимназии (Екатеринославская губерния) переехал в Северную столицу. Поступил в петербургский Институт гражданских инженеров. С отличием выпустился в 1902 году.

Работал не только в Петербурге, но и в Таллинне и Сочи.

Был женат на Юлии Андреевне Дидерихс - дочери последнего владельца фортепьянной фабрики фабрики «Diederichs Freres» Андрея Андреевича. В браке родилось пятеро детей.

После 1917 года Бубырь перестал получать частные заказы и уехал из города на Неве на Украину. В 1919 году погиб от рук бандитов. Место захоронения архитектора неизвестно.