Александр Прохоров-Толстой посетил город, в котором родился
Фото: Александр ГЛУЗ
ПЕТЕРБУРЖЦЕМ БЫЛ НЕДЕЛЮ
Александр Прохоров-Толстой приехал в Петербург из Бостона на выступление - под собственный аккомпанемент спел русские и цыганские романсы в Доме Актера на Невском.
- Это был мой первый масштабный концерт в Петербурге. Очень волновался, ведь это мой родной город, - поделился он. - Я постучался в этот мир, когда мама отдыхала в дворянском гнезде Толстых под Петербургом - деревне Кавголово. Она участвовала в каком-то спектакле, играла в шарады... Тут начались схватки, и маму отвезли в роддом имени Отто.
Петербуржцем будущий «народный артист Бостона» пробыл всего неделю: почти сразу семейство перебралось в Москву. А дальше были бесконечные прослушивания, попытка вернуться в Петербург, эмиграция в Америку...
У Александра Прохорова-Толстого большая литературная семья. Один из прадедов - автор «Золотого ключика» Алексей Толстой, другой прадед - поэт серебряного века и основатель русской переводческой школы Михаил Лозинский. Тетя - известная писательница Татьяна Толстая. Писали его бабушка, дед, отец, сестра... Сам бог велел заниматься литературой!
- Но у меня просто нет яркого писательского дара, - пожимает плечами Прохоров-Толстой. - У меня свой путь, и мне ближе музыка.
- Что вам дает такое родство?
- Чувство гордости. И осознание того, что я причастен к целому пласту великой русской культуры. Плюс генетика. Верю, что мне передалась хотя бы часть таланта (смеется).
Правнук Алексея Толстого нашел себя в музыке. ФОТО: предоставлено Ириной Прохоровой
«НЕЗАЕЗЖЕННАЯ» ОПЕРА
Александр Прохоров-Толстой получил образование в Москве - окончил музыкальное училище по классу фортепиано. Но строить певческую карьеру решил в Северной столице России.
- В молодости у меня возникло горячее желание вернуться в родной город. Говорят, в Петербурге плохая экология, хмурые люди, сыро, серое небо... Но я вышел на перрон на Московского вокзала, вдохнул свежий весенний воздух и понял: это мой город, я хочу тут петь! Это было в конце тяжелых 90-х годов, - вспоминает Прохоров-Толстой. - Одно прослушивание, другое... Бас-баритонов и без меня хватало. В нескольких театрах я понравился, и меня попросили приехать через год. Но жизнь тем и интересна, что непредсказуема!
О молодом артисте узнали в Америке. И предложили продолжить обучение в Бостоне. Так Александр оказался в США.
- Дела пошли в гору, я стал востребован, - продолжает он. - И так получилось, что остался... За океаном было легче осуществить задуманное.
В США правнук русского писателя не сидел сложа руки. В 2008-ом создал русский театр - оперную компанию «Commonwealth LyricTheater», которую сейчас развивает вместе с супругой Ириной.
- Это нечто вроде антрепризы - мы собираем разных артистов и выступаем. У нас свои задачи, идеология и концепция. Мы ставим русские оперы, которые в США еще никто не ставил, - объясняет Александр Прохоров-Толстой. - Все и так знают «Евгения Онегина», «Пиковую даму» и «Бориса Годунова», поэтому мы делаем ставку на «незаезженные» вещи. Например, на «Демона» Рубинштейна, «Алеко» Рахманинова или «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова... Короче говоря, представляем русскую оперу во всем ее многообразии.
- Кто выступает в вашем театре?
- Состав разноплановый. Есть солисты Большого театра, Ла Скала, Метрополитен-опера, а также студенты, любители, дети... Национальность артистов значения не имеет. Главное, что все поют на русском языке.
Певец больше всего любит исполнять романсы
Фото: Александр ГЛУЗ
«ОЧИ ЧЕРНЫЕ» В ПРИОРИТЕТЕ
Особой популярностью в театре правнука Толстого пользуются старинные русские и цыганские романсы. Он и сам любит петь их больше всего!
- У меня есть качественные переводы на английский, но я обхожусь без них. В Америке ценят чистоту культуры. Это значит, что все произведения должны звучать на языке оригинала. Китайская песня - на китайском, русская - на русском, - объясняет певец. - При этом публика, которая не знает нашего, умудряется подпевать. «Най-най-най» или «нэй-нэй-нэй» затягивают с удовольствием!
Правнук Толстого утверждает: американцы воспринимают русскую музыку с восторгом.
- Если в душу русского человека романс западает с первых нот, то для американцев это чересчур эмоциональная и очень чувственная музыка. Но факт остается фактом: две-три песни, и наши слушатели становятся фанатами, - говорит музыкант. - Мы получаем эстетический кайф от этой «миссионерской» деятельности. Думаете, это бизнес? Скорее, это минус бизнес! Но именно в этом смысл нашей жизни.
- Какие песни лучше всего «заходят» американским слушателям?
- «Эх раз, еще раз!», «Очи черные», «Твои глаза зеленые», «Дорогой длинною»... Начинать концерт лучше с известных произведений, чтобы раскачать публику, а потом переходить на что-то менее узнаваемое.
Правнук писателя признался, что у него свой путь. ФОТО: предоставлено Ириной Прохоровой
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
«Эмигранты присвоили звание народного артиста!»
- Успели погулять по Петербургу?
- Знаете, нет. Это опасно для жизни - стихия-то вон как разбушевалась! Н улицах скользко, да и сосульки страшные (смеется). Впрочем, в Москве дела не лучше.
- Как себя чувствуете в России?
- Замечательно! Считаю, что у меня два полноценных дома - Россия и Америка. Люблю обе эти страны.
- Нет обиды за родину, когда покидаете ее?
- За родину всегда немного обидно. Думаешь, тут можно было поступить так, а вот здесь - иначе... Но я человек аполитичный. И всегда концентрируюсь только на позитивных вещах.
- Какие планы дальше?
- Развивать нашу оперную компанию и детскую студию «Lucky Ten». Самое важное - оставаться востребованным. Пока удается. Русские эмигранты дали мне подпольную кличку - народный артист Бостона! Наверное, это показатель (смеется). А еще у нас с Ириной шесть общих детей - одна принцесса и пять богатырей, с которыми мы выступаем в семейном ансамбле. Это одна из самых больших радостей в моей жизни!
Мужчина считает, что у него два полноценных дома - Россия и Америка
Фото: Александр ГЛУЗ
СПРАВКА «КП»
Александр Прохоров-Толстой родился в 1970 году в Петербурге. Окончил Мерзляковское музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по специальности фортепиано. Степень магистра получил в консерватории Longy School of Music и Бостонском оперном институте. Основатель компании «Commonwealth LyricTheater», также - художественный руководитель и режиссер театра. Трижды постановки Прохорова-Толстого получали оперного «Оскара» от National Opera Association в США. В первый раз за «Алеко» Рахманинова в 2013 году, во второй - за «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова в 2014-ом, и в третий - за «Демона» Рубинштейна в 2017-ом.