-
Фото: Александр ГЛУЗ
КИТАЙ ОТСТАЕТ
Корабельными гудками проводил Петербург первую в мире плавучую атомную станцию «Академик Ломоносов», которую с 2008 года строили рабочие «Балтийского завода». Утром 28 апреля многие из них вышли к причальной стенке проститься со своим детищем.
В 9 часов буксиры начали свой танец вокруг «Академика». Огромное судно аккуратно отшвартовали и увели в Неву. Там его принял более мощный буксир. Он поведет АЭС в Мурманск, где пройдут финальные испытания, а главное, в реактор загрузят ядерное топливо.
Плавучая атомная тепло-электро станция (ПАТЭС) – уникальное сооружение, первое в своем роде и пока единственное в мире. Это новое слово в атомной энергетике. Впервые тепло-электро станция сделана мобильной. Судно с ядерным реактором на борту может перемещаться, куда необходимо, обеспечивая прибрежные районы энергией.
-
Фото: Александр ГЛУЗ
- Желание построить плавучие атомные энергоблоки (ПЭБ) продекларировали все ведущие страны, – говорит заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом» Павел Ипатов, - Но пока ближайшими нашими конкурентами являются китайские производители, которые строят подобные объекты. И даже заявляют, что после 2020 года они могут быть введены в эксплуатацию. Но фактически ПЭБ сделан сейчас только у нас. И сегодня мы присутствуем при историческом событии – он уходит в свое первое плавание.
20 ДНЕЙ ДО МУРМАНСКА
Плавучая АЭС задумывалась для обеспечения энергией удаленных регионов России. Доставлять туда уголь, мазут и даже газ слишком затратно. Атомная же станция может работать без «дозаправок» более десяти лет.
К строительству первого плавучего энергоблока в России приступили в 2007 году на «Севмаше». В 2008-м проект передали в Петербург - Балтийскому заводу. 30 июня 2010 года станция была спущена на воду, но работы продолжались. Два года назад начались швартовые испытания.
-
Фото: Александр ГЛУЗ
Чтобы сохранить дружеские отношения с соседями, по Балтике и дальше по северным морям – мимо Эстонии, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии – АЭС пройдет без ядерного топлива на борту.
- Судно пойдет со скоростью 5 узлов в час. Мы ожидаем, что оно доберется до Мурманска через 18-20 дней, - отметил Павел Ипатов.
До марта 2019-го в Мурманске должны будут завершиться все испытания. И в летнюю навигацию будущего года судно отправится к месту запланированного базирования – на Чукотку. Там «Академик Ломоносов» пришвартуется у города Пивек.
-
Фото: Александр ГЛУЗ
РАЗВИВАЯ ЧУКОТКУ
В Пивеке детище Балтийского завода уже ждут. Там заканчивается строительство инфраструктуры для плавучей АЭС.
Фактически она заменит имеющуюся Билибинскую АЭС. К 2021 году ее должны будут вывести из эксплуатации, так как станция выработает свой ресурс.
- Плавучая АЭС заместит ее мощность, но фактически она в два раза мощнее. Промышленность Чукотки сейчас активно развивается и ей нужны дополнительные генерирующие мощности. На них и рассчитана плавучая атомная тепло-электро станция, - пояснил Павел Ипатов.
«Академик Ломоносов» оборудован двумя энергоблоками по 35 МВт каждый. Согласно проекту, перезагрузка топлива будет производиться раз в 7 лет.
-
Фото: Александр ГЛУЗ
ИСТОЧНИК ПРЕСНОЙ ВОДЫ
«Росэнергоатом» готов к серийному производству плавучих АЭС. Ведутся разработки новых энергоблоков с использованием иных реакторных установок (например, «Ритм-200»). Это позволит сократить сроки производства станций до пяти лет, и снизит их стоимость.
- Но пока заказов на территории России нет. Однако мировой рынок блоков малой мощности, и плавучих в том числе, сейчас формируется. И мы в «Росэнергоатоме» ожидаем, что в скором времени появятся заказы от иностранных компаний. Но чтобы заказать блок, они сперва хотят видеть референтный объект, - отметил Павел Ипатов.
Иностранцы ждут, когда заработает АЭС в Пивеке. А это произойдет в конце 2019 года. Станция начнет выдавать тепло и энергию.
Заинтересованность в подобных плавучих энергоблоках выражают сейчас страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, другие экваториальные государства. Им кроме электроэнергии от плавучих АЭС нужна еще и питьевая вода. Станция может опреснять до 240 тысяч кубометров воды в сутки.
-
Фото: Александр ГЛУЗ
ТТХ
Плавучая атомная тепло-электро станция «Академик Ломоносов»
Длина – 144 метра
Ширина – 30 метров
Высота с надстройкой - 30 метров
Осадка – 5,6 метров
Мощность энергоблоков – 35 ВМт