Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество3 мая 2018 8:47

«Помогите, меня бьет жена!» В Санкт-Петербурге открылся центр для мужчин, переживших насилие

Обратился туда за помощью и журналист «Комсомолки»
Источник:kp.ru
Сильный пол? Нет, хрупкие создания.

Сильный пол? Нет, хрупкие создания.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Думаете, мужчины более склонны к насилию, чем женщины? Как бы не так! Психологи из Петербурга уверены в обратном: слабый пол не такой уж и слабый.

В городе на Неве открыли кризисный центр для мужчин «Двоеточие». Занесло туда и журналиста «КП», попросившего избавить его от одного навязчивого воспоминания...

САЛФЕТКИ НАГОТОВЕ

Молодой женский голос звучит мягко, словно колыбельная песня:

- В вашем рассказе очень много двоек. Вы никогда не думали о роли этого числа в вашей жизни?

- Признаться, не задумывался.

Небольшой кабинет. Зашторенные окна. Два уютных кресла. Журнальный столик. Упаковка с бумажными полотенцами - наполовину пустая. До меня тут был один парень... Видимо, сентиментальный.

«Двоеточие» - первый в России кризисный центр для мужчин, пострадавших от физического или сексуального насилия. Пять консультаций - бесплатные.

Заполняем небольшую анкету на сайте (имя и описание ситуации в двух словах) и записываемся на прием. «Двоеточие» арендует кабинеты по всему городу. Один, по счастью, в пяти минутах ходьбы от редакции петербургской «Комсомолки». Это весьма кстати: начальник у меня - женщина. В случае чего идти за помощью далеко не надо...

- Два года назад меня побила жена, - краснею я. - Хотя побила - это громко сказано. Засиделся с друзьями. Пришел домой поздно. Раз по одной щеке, бац по другой... С кем не бывает?! Да я и сам хорош... Извините, что все так путано... Наверное, это и не проблема?

- Но вы же здесь, - резонно говорит психолог. - Некоторые пострадавшие не придают особого значения таким ситуациям, но зря. Последствия пережитого могут давать о себе знать.

ЗА СЕКУНДУ ДО КАТАСТРОФЫ

У нас с супругой отличные отношения, но ведь просто так на прием к психоаналитику не попадают. Поэтому прости, дорогая, кое-что пришлось приукрасить!

- Прошло два года, но забыть тот эпизод я все никак не могу, - еще больше сгущаю краски. - В последнее время мне часто снится один и тот же сон: темная прихожая, гадкие обои в горошек, которых у нас отродясь не было, удар...

Внимательно разглядывая меня, мужчину довольно крупного, специалист делает пометки в блокноте и периодически кивает головой. Начинается самое интересное - психоанализ (в моем упрощенном понимании это называется именно так, я ведь когда-то читал Фрейда!). Из крупиц информации мы пытаемся составить общую картину.

- А что вам еще снится?

- Мне часто снятся авиакатастрофы, - признаюсь вполне честно. - Только я не пассажир, а очевидец. Иду по улице и вижу, как самолет заваливается набок, устремляется к земле и... я просыпаюсь.

- Сам момент столкновения видите?

- Нет.

- Вам этот сон стал сниться до того раза? Или после?

- После.

- Можно предположить, что на подсознательном уровне вы ассоциируете удар самолета о землю с ударом вашей жены. Вы просыпаетесь за секунду до катастрофы, потому что боитесь повторения тех событий, не хотите видеть их.

- Это хорошо? - не понимаю я. - Или плохо?

- Как сказать. Вероятно, вы переживаете за свой брак.

Любопытная трактовка!

СПЛОШНЫЕ ДВОЙКИ

Из-за двери доносится расслабляющая монотонная музыка - что-то арфовое, переливающееся. Беседа длится уже сорок минут. Тяжеловато. Во-первых, это первая исповедь в моей жизни перед психологом. Во-вторых, я человек закрытый и не привык делиться личными подробностями с посторонними. Да еще и на такие щепетильные темы. Но чего только не сделаешь по заданию редакции! Начальница, напомню, у меня строгая. Не дай бог, ослушаешься...

С трудом, но специалисту все же удается вытащить из меня какие-то детали. Разговор петляет по серпантину. Детство, взаимоотношения с мамой и бабушкой, жена, семья... Психоаналитика интересует решительно все!

- Может, вы мне домашнее задание дадите? И отпустите? - чуть не заламываю руки.

Но меня просят говорить... Важно все: каждое слово, каждая ассоциация!

Внезапно меня ловят на том, что в моем повествовании много двоек. У меня двое детей. Два раза меня пытались выгнать из дома (к счастью, безуспешно). И два года назад произошел роковой инцидент, о котором я «все никак не могу забыть».

- Что это, - спрашиваю, - может значить?

- Пока непонятно, - слышу ответ. - Но за пять консультаций мы разберемся.

Разговор длился около часа. Не знаю почему, но из центра я вышел чуть покачиваясь. Ощущения были смутные, однако от души явно что-то отлегло. Может, иногда действительно стоит выговориться?..

Продолжим на следующей встрече!

КОНКРЕТНО

В «Двоеточии» помогают мужчинам, которые пережили любой вид насилия. В штате есть несколько психологов (в том числе один мужчина). Здесь бесплатно предоставляют пять психологических консультаций и одну юридическую. Записаться можно через Интернет или по телефону 8 (812) 987-04-63 (звонить по будням с 11.00 до 19.00). Специалисты готовы общаться лично, по электронной почте или Скайпу.

- Анонимность гарантируется, - обещают в центре.

На данный момент туда обратилось около десяти представителей сильной половины человечества. Почти все получали консультации через Всемирную паутину. Я один из немногих, кто не побоялся прийти на очную встречу.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Как показывает практика, мужчины подвергаются насилию со стороны женщин значительно чаще, чем принято думать. И об этом пострадавшим очень сложно и стыдно говорить. Последствия пережитой травмы могут быть разными: от проблем на работе до ухудшения физического и психологического состояния».

(Ирина ЧЕЙ, руководитель кризисного центра для мужчин «Двоеточие».)

НАПОСЛЕДОК

О тайной вылазке в кризисный центр я свою супругу не извещал. Как-то постеснялся... Специалист однозначного ответа после первой консультации мне не дал: нужно обсуждать такие темы с женой или нет? Посоветовал прислушаться к своему сердцу.

Но в итоге мы поговорили. Супруга отнеслась к созданию кризисного центра положительно. Ругать меня за тайную вылазку не встала. А случай тот и вовсе не вспомнила. Вот такое оно, девичье сердце! Не ранимое, не мужское...