На помощь пожилым петербуржцам, запертым в своих квартирах коронавирусом, пришли волонтеры Красного Креста. Как и многие волонтерские объединения, Красный Крест примкнул к всероссийской программе «МыВместе», едва в стране объявили о «нерабочей неделе», плавно перешедшей в месяц.Люди в ярко-красных жилетках запустили «горячую линию», договорились с швейной мастерской о пошиве защитных масок и направились к горожанам старше 60 лет пешком, на электросамокатах и личном авто.– Пожилые люди могут позвонить на «горячую линию» и оставить заявку, наши волонтеры сразу уточнят, какие продукты и какой марки нужны, что можно заменить, – и волонтер доставки получит уже готовый список покупок, – объясняет специалист по внешним коммуникациям программы «Первая помощь и реагирования на ЧС» Санкт-Петербургского регионального отделения Российского Красного Креста Юлия Саванец. – Но, помимо этого, волонтер «горячей линии» оказывает звонящему психосоциальную поддержку.ВЫСЛУШАТЬ? ВСЕГДА ГОТОВЫПсихосоциальная первая помощь – фрукт для Российского Красного Креста неновый, но как отдельная программа он сформировался всего полгода назад. В Петербурге тренинги прошла только первая команда волонтеров. Эти ребята и стали операторами «горячей линии». На сегодня на телефоне сидят восемь человек, по три оператора в смене. Они обеспечивают работу линии каждый день с десяти часов утра до семи вечера.– Как понять, что человеку нужна не только доставка продуктов, но и психосоциальная помощь? Есть несколько критериев, – рассказывает координатор «горячей линии» и команды психосоциальной поддержки Анастасия Звягина. – Это могут быть сильные эмоциональные реакции, которые мешают человеку действовать продуктивно. Это может быть агрессия. Человек может быть сильно расстроен или встревожен.В отличие от привычной первой помощи, где есть бинты на порез и холодное на ушиб, здесь средство помощи только одно – беседа.– Часто люди беспокоятся из-за банального недостатка информации о коронавирусе, и тогда мы рассказываем им, как обстоит дело, опираясь на материалы Минздрава, – продолжает Анастасия. – Беспокойство вызывает и то, что люди не знают, на какие услуги и льготы они могут рассчитывать в сложившихся обстоятельствах. Ну, и, конечно, часто пожилым людям нужны поддержка и понимание, общение с тем, кто просто готов выслушать.НЕ ОСТАВИТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕЗвонки на «горячую линию» петербургского Красного Креста бывают разные. Многие интересуются доставкой льготных лекарств. Как выяснилось, это большая проблема: аптеки готовы привозит препараты пенсионерам бесплатно, вот только речь зачастую идет не о льготных лекарствах, ведь их отпускают только по рецепту. В таком случае волонтеры приезжают к обратившемуся, забирают рецепт, посещают аптеку и возвращаются уже с заветным препаратом.Еще один популярный вопрос – о бесплатных продуктовых наборах, получить которые лично или с помощью родных тоже могут не все. Порой на линию звонят и люди младше 60, и тогда их приходится переадресовывать на другие службы.– Бывают и очень непростые звонки. Однажды позвонила женщина в почтенном возрасте, у которой вдруг стало плохо старенькому коту, – рассказывает Анастасия. – Задача волонтера была выслушать, поддержать и помочь найти работающие ветеринарные службы. А это оказалось очень непросто: женщина сама уже обзвонила ближайшие клиники и они не смогла найти ветеринара, готового помочь. Ветклинику стали искать вместе с волонтером. Что самое главное, хозяйка котика не осталась одна и пережила тяжелый момент, не оказавшись в больнице с сердечным приступом.Каждая смена в команде «горячей линии» заканчивается дебрифингом – групповой психологической беседой, которая помогает операторам поделиться эмоциями пережитого дня и немного «разгрузиться».– Чем дольше продолжается карантин для пожилых, тем чаще мы разговариваем с ними не только о продуктах, но и о куда более глубоких вещах, – признается Анастасия. – А потому мы с радостью примем в команду волонтеров с образованием психолога. Но если образования нет – не беда, подготовим: главное, чтобы были ответственность и желание помочь.КОНКРЕТНО:Горячая линия Российского Красного Креста в Санкт-Петербурге: 8 (962) 68-68-112.Режим работы: ежедневно с 10:00 до 19:00.Важно: помощь по доставке продуктов и лекарств постоянно осуществляется только в Калининском, Выборгском, Адмиралтейском, Центральном и Василеостровском районах; в остальных – по наличию свободных волонтеров.КСТАТИ:За время работы горячей линии (по данным на 13 апреля):– приняли 627 звонков,– 284 обратившимся доставили продукты и лекарства,– 412 обратившимся оказали психосоциальную первую помощь.