Рассказываем, что сказал Алексей Балабанов в своем последнем интервью. Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"
Фильм «Алексей Балабанов. Послесловие…» можно считать результатом невероятного везения. В 2011 году у Балабанова планировали взять небольшое интервью для фильма, посвященного Сергею Бодрову «Где ты, брат?». Вместо краткой беседы с дежурными фразами получилась настоящая исповедь. Балабанов четыре часа говорил о себе, своих фильмах, людях, которые помогали их создавать, и своем скором уходе.
- Балабанов встретил нас на детской площадке у своего дома, был в плохом настроении и сказал, что у нас есть всего 20 минут, - рассказал spb.kp.ru режиссер Константин Смилга. - Но тут начался дождь, и мы попросили переместиться в парадную, чтобы не мокла камера. В подъезде выяснилось, что очень темно, и мы попросили подключиться к его розетке, чтобы включить освещение. Так пробрались домой. В итоге проговорили с ним четыре часа. Это была удача, потому что Балабанов практически ни с кем так долго и на такие темы просто не разговаривал.
Балабанов считал свой фильм «Трофим» более сильным, чем «Брат». Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"
Вторая удача - отснятые материалы хранились на цифровом носителе, а не на кассетах, которые за десять лет могли размагнититься. По словам режиссера, после смерти Алексея Балабанова он каждый год предлагал собрать из этого архива фильм, но каждый раз что-то мешало. Работать над лентой начали в марте 2022 года, когда Балабанов стал особенно актуален.
- Возможно, нам удалось расположить к себе Алексея Октябриновича тем, что я смотрел его фильм «Трофим», который он считал более сильным, чем «Брат», - говорит режиссер. - Балабанов сказал такую фразу: «Вы все спрашиваете про «Брата», а у меня ранние фильмы хорошие, которые никто не видел». Так он пригласил нас в гости и включил «Трофима». Он сказал, что эта лента сильнее «Брата». И я с ним согласен. Это квинтэссенция художественного стиля Балабанова. Там за десять минут читаются сюжеты практически всех его фильмов. Самобытные режиссеры часто всю жизнь снимают один фильм. И в «Трофиме» весь его стиль и взгляд на жизнь, которые потом расширились за счет хронометража, бюджета, умения.
Постер документального фильма.
Фото: Александр ДЫБИН
Балабанов - фигура в российской культуре неоднозначная. Есть те, кто считает его едва ли не пророком, а есть те, кто ругает за культ насилия, жестокость и даже отдельные фразы из его фильмов. Достаточно вспомнить известный сюжет, как с Балабановым перестал здороваться Алексей Герман - старший из-за фразы Данилы Багрова о евреях. Константин Смилга говорит, что смонтировал фильм так, чтобы Балабанов сам ответил на подобные претензии к своим лентам.
- Его бесконечно обвиняют в каких-то националистических настроениях, какой-то пропаганде жестокости. Этим людям надо просто послушать прямую речь автора, не строить теории заговора по поводу творчества Балабанова, - говорит режиссер. - Зачастую автор хочет сказать совсем не то, что видит зритель. Сверхзадача нашего фильма была в том, чтобы люди услышали личное мнение человека, который сделал эти фильмы. Он достаточно ясно и четко проговаривал. Балабанов постоянно искал русское бессознательное, русскую идею, чем пахнет русский дух. Об этом его фильмы и «Брат», и «Морфий», и «Груз 200».
Создатели документалки. Режиссер Константин Смилга (второй справа) говорит, что ему повезло, что Балабанов исповедовался перед ним на камеру.
Фото: Александр ДЫБИН
Слово Балабанову
Как рождаются фильмы?
- Сережа [Бодров] - необычный персонаж. Мы сидели на пляже в кафе, пили пиво, и я ему говорю: «Давай кино сделаем, только денег не будет». Он просто-просто сказал: «Давай». Я не артистом его брал, а человеком, который… вместе со мной. Я ведь тогда режиссером не был. Не ощущал себя. Сценария не было, денег не было, только идея. Он стал одним из немногих близких друзей. Я почувствовал его обаяние, очень сильное, и подумал, что он может быть бандитом. И это может быть интересным.
Багров - герой или злодей?
- Не видел ни одного человека, которому Сергей Бодров бы не понравился. Я мог вложить в него любое отрицательное, и он был бы положительным персонажем, он компенсировал это своим обаянием. И в «Брате» [в роли Багрова] любой другой артист был бы отрицательным героем, и я бы другой сценарий написал. Он там настоящий, ничего не играет, вот он такой… Человек людей убивает в больших количествах, это хорошо? Плохо. Но это абсолютно нестрашно, когда он это делает. Вот Витя Сухоруков - отрицательный герой, а его брат - положительный, хотя гораздо больше народу завалил. Они абсолютно разные, и в этом интересно, что он брата любит, а он его использует. Никакой специальной идеи философской у меня не было, мне кажется, что это интересно.
По словам Балабанова, Сергей Бодров компенсировал своим обаянием отрицательные черты Данилы Багрова. Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"
О своем уходе
- Сережа Курехин когда умер? А Илюша Кормильцев? Он был моим ровесником. Все лучшие люди уходят рано. Мне иногда хочется, а иногда не хочется, раньше всегда хотелось, раньше всегда бежал, а сейчас бегу и останавливаюсь… Энергия с возрастом пропадает, а кино - это энергия. После 50 лет кино снимать не стоит. «Кочегара» я снял и сдулся. Люди по-разному делают кино. Есть, кто делает просто так, из воздуха, а я из себя… Нету света, я тоже скоро пропаду. Каждый про себя знает то, что он про себя знает. Пока интересно жить, интересно. Когда неинтересно - все.
Константин Смилга, режиссер. Родился в Москве. Окончил Санкт-Петербургскую академию театра, музыки и кино. Работал над программами «Последний герой» и «Сердце Африки». Режиссер таких документальных фильмов, как «Леонид Ярмольник. «Я - счастливчик!», «Юлиан Семенов. Он слишком много знал...», «Петр Мамонов. Черным по белому», «Где ты, брат?» В 2003 году получил премию ТЭФИ за промокомпанию сериала «Идиот».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Вдова режиссера Алексея Балабанова: «Леша считал себя плохим человеком. Но это было не так»
Надежда Васильева рассказала «КП» о том, почему «Груз-200» - это фильм о любви, какую картину Балабанов не успел снять вместе с Сергеем Бодровым и чему научил его сыновей фильм «Брат» (подробности)
Портреты Алексея Балабанова и Сергея Бодрова появятся на фасадах домов в Петербурге
Фильму «Брат» исполняется 25 лет (подробности)
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Иосиф Пригожин: Валерии отправили 8 тысяч соболезнований (подробнее)