Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Звезды26 сентября 2023 15:37

«Я сдулся, скоро пропаду»: Алексей Балабанов предсказал свою смерть в последнем интервью

В кино стартовал показ последнего интервью Алексея Балабанова
Рассказываем, что сказал Алексей Балабанов в своем последнем интервью. Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"

Рассказываем, что сказал Алексей Балабанов в своем последнем интервью. Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"

Фильм «Алексей Балабанов. Послесловие…» можно считать результатом невероятного везения. В 2011 году у Балабанова планировали взять небольшое интервью для фильма, посвященного Сергею Бодрову «Где ты, брат?». Вместо краткой беседы с дежурными фразами получилась настоящая исповедь. Балабанов четыре часа говорил о себе, своих фильмах, людях, которые помогали их создавать, и своем скором уходе.

- Балабанов встретил нас на детской площадке у своего дома, был в плохом настроении и сказал, что у нас есть всего 20 минут, - рассказал spb.kp.ru режиссер Константин Смилга. - Но тут начался дождь, и мы попросили переместиться в парадную, чтобы не мокла камера. В подъезде выяснилось, что очень темно, и мы попросили подключиться к его розетке, чтобы включить освещение. Так пробрались домой. В итоге проговорили с ним четыре часа. Это была удача, потому что Балабанов практически ни с кем так долго и на такие темы просто не разговаривал.

Балабанов считал свой фильм «Трофим» более сильным, чем «Брат». Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"

Балабанов считал свой фильм «Трофим» более сильным, чем «Брат». Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"

«Каждый раз что-то мешало»

Вторая удача - отснятые материалы хранились на цифровом носителе, а не на кассетах, которые за десять лет могли размагнититься. По словам режиссера, после смерти Алексея Балабанова он каждый год предлагал собрать из этого архива фильм, но каждый раз что-то мешало. Работать над лентой начали в марте 2022 года, когда Балабанов стал особенно актуален.

- Возможно, нам удалось расположить к себе Алексея Октябриновича тем, что я смотрел его фильм «Трофим», который он считал более сильным, чем «Брат», - говорит режиссер. - Балабанов сказал такую фразу: «Вы все спрашиваете про «Брата», а у меня ранние фильмы хорошие, которые никто не видел». Так он пригласил нас в гости и включил «Трофима». Он сказал, что эта лента сильнее «Брата». И я с ним согласен. Это квинтэссенция художественного стиля Балабанова. Там за десять минут читаются сюжеты практически всех его фильмов. Самобытные режиссеры часто всю жизнь снимают один фильм. И в «Трофиме» весь его стиль и взгляд на жизнь, которые потом расширились за счет хронометража, бюджета, умения.

Постер документального фильма.

Постер документального фильма.

Фото: Александр ДЫБИН

«Искал русское бессознательное»

Балабанов - фигура в российской культуре неоднозначная. Есть те, кто считает его едва ли не пророком, а есть те, кто ругает за культ насилия, жестокость и даже отдельные фразы из его фильмов. Достаточно вспомнить известный сюжет, как с Балабановым перестал здороваться Алексей Герман - старший из-за фразы Данилы Багрова о евреях. Константин Смилга говорит, что смонтировал фильм так, чтобы Балабанов сам ответил на подобные претензии к своим лентам.

- Его бесконечно обвиняют в каких-то националистических настроениях, какой-то пропаганде жестокости. Этим людям надо просто послушать прямую речь автора, не строить теории заговора по поводу творчества Балабанова, - говорит режиссер. - Зачастую автор хочет сказать совсем не то, что видит зритель. Сверхзадача нашего фильма была в том, чтобы люди услышали личное мнение человека, который сделал эти фильмы. Он достаточно ясно и четко проговаривал. Балабанов постоянно искал русское бессознательное, русскую идею, чем пахнет русский дух. Об этом его фильмы и «Брат», и «Морфий», и «Груз 200».

Создатели документалки. Режиссер Константин Смилга (второй справа) говорит, что ему повезло, что Балабанов исповедовался перед ним на камеру.

Создатели документалки. Режиссер Константин Смилга (второй справа) говорит, что ему повезло, что Балабанов исповедовался перед ним на камеру.

Фото: Александр ДЫБИН

Прямая речь

Слово Балабанову

Как рождаются фильмы?

- Сережа [Бодров] - необычный персонаж. Мы сидели на пляже в кафе, пили пиво, и я ему говорю: «Давай кино сделаем, только денег не будет». Он просто-просто сказал: «Давай». Я не артистом его брал, а человеком, который… вместе со мной. Я ведь тогда режиссером не был. Не ощущал себя. Сценария не было, денег не было, только идея. Он стал одним из немногих близких друзей. Я почувствовал его обаяние, очень сильное, и подумал, что он может быть бандитом. И это может быть интересным.

Багров - герой или злодей?

- Не видел ни одного человека, которому Сергей Бодров бы не понравился. Я мог вложить в него любое отрицательное, и он был бы положительным персонажем, он компенсировал это своим обаянием. И в «Брате» [в роли Багрова] любой другой артист был бы отрицательным героем, и я бы другой сценарий написал. Он там настоящий, ничего не играет, вот он такой… Человек людей убивает в больших количествах, это хорошо? Плохо. Но это абсолютно нестрашно, когда он это делает. Вот Витя Сухоруков - отрицательный герой, а его брат - положительный, хотя гораздо больше народу завалил. Они абсолютно разные, и в этом интересно, что он брата любит, а он его использует. Никакой специальной идеи философской у меня не было, мне кажется, что это интересно.

По словам Балабанова, Сергей Бодров компенсировал своим обаянием отрицательные черты Данилы Багрова. Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"

По словам Балабанова, Сергей Бодров компенсировал своим обаянием отрицательные черты Данилы Багрова. Фото: кадр из фильма, предоставлено медиагруппой "Красный квадрат"

О своем уходе

- Сережа Курехин когда умер? А Илюша Кормильцев? Он был моим ровесником. Все лучшие люди уходят рано. Мне иногда хочется, а иногда не хочется, раньше всегда хотелось, раньше всегда бежал, а сейчас бегу и останавливаюсь… Энергия с возрастом пропадает, а кино - это энергия. После 50 лет кино снимать не стоит. «Кочегара» я снял и сдулся. Люди по-разному делают кино. Есть, кто делает просто так, из воздуха, а я из себя… Нету света, я тоже скоро пропаду. Каждый про себя знает то, что он про себя знает. Пока интересно жить, интересно. Когда неинтересно - все.

Справка «КП»

Константин Смилга, режиссер. Родился в Москве. Окончил Санкт-Петербургскую академию театра, музыки и кино. Работал над программами «Последний герой» и «Сердце Африки». Режиссер таких документальных фильмов, как «Леонид Ярмольник. «Я - счастливчик!», «Юлиан Семенов. Он слишком много знал...», «Петр Мамонов. Черным по белому», «Где ты, брат?» В 2003 году получил премию ТЭФИ за промокомпанию сериала «Идиот».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Вдова режиссера Алексея Балабанова: «Леша считал себя плохим человеком. Но это было не так»

Надежда Васильева рассказала «КП» о том, почему «Груз-200» - это фильм о любви, какую картину Балабанов не успел снять вместе с Сергеем Бодровым и чему научил его сыновей фильм «Брат» (подробности)

Портреты Алексея Балабанова и Сергея Бодрова появятся на фасадах домов в Петербурге

Фильму «Брат» исполняется 25 лет (подробности)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Иосиф Пригожин: Валерии отправили 8 тысяч соболезнований (подробнее)