Градообразующим предприятием города-спутника станет ИТМО Хайпарк. Фото: vk.com/itmohighpark
По левую руку от Киевского шоссе виднеются башенные краны и стоит высокий синий забор.
- Очередной коттеджный поселок, видать, строят, - думает проезжающий мимо автомобилист. Но на самом деле не поселок. А настоящий город. Город-спутник Петербурга под названием Южный.
Эта территория всегда считалась «медвежьим углом». Административная граница Петербурга. С одной стороны лес, с другой болото. Но уже в 2009 году на эти бесхозные гектары стали смотреть иначе. Появился потенциальный инвестор. Спустя еще два года его признали стратегическим партнером Северной столицы, а это статус (и к слову, налоговые послабления). С тех пор проект все пытается стартовать. Десять лет назад в разных районах проходили общественные слушания. Пять лет назад активно презентовали макет будущего города на ПМЭФ. А стройка так и не начиналась.
Но этот год, кажется, будет поворотным.
Пока серое поле рядом с Киевским шоссе выглядит совсем не привлекательно. Но на нем уже построили первые этажи университетского кампуса и общежитий.
Фото: Юлия ПЫХАЛОВА
ПРЕСТИЖНЫЙ ЮГ
Лед тронулся, как ни странно, в январе. Смольный положительно оценил проект строительства первого этапа Южного. Теперь, во втором квартале года, город-спутник ожидает уже полноценного разрешения на строительство. Сразу же после этого на площадке закипит работа над первой жилой очередью и детским садиком. Работать над первым этапом будет компания «ЗаСтрой», в ее распоряжении 240 тысяч «квадратов» земли. А еще девелопер запустит продажи квартир.
А вот жемчужина проекта ИТМО Хайпарк уже растет, причем достойными темпами: если в прошлом августе там заложили первый камень, то в феврале уже провели инженерные коммуникации первого этапа строительства. Пока работа идет на площадке для главного учебного корпуса и двух общежитий. Одновременно с этим в Хайпарк ищут резидентов – IT-компании, технологические производства, которые не грешат высоким уровнем загрязнения среды.
- В 2025 году введем первую очередь жилья и Хайпарка. А сейчас мы проектируем вторую и третью очередь Хайпарка. Полностью он откроется в 2027 году. Южный же будет обрастать новыми очередями жилья, строительство всего города рассчитано как минимум на 15-20 лет вперед, - рассказали SPB.KP.RU в компании «Старт Девелопмент», управляющей всем проектом.
Проект Южного тянулся 10 лет - девелопер долго искал предприятие, которое бы стало источником рабочих мест. Все же концепция Южного не в жилье.
Фото: Юлия ПЫХАЛОВА
НЕ ТОЛЬКО ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
С Петербургом город-спутник свяжет несколько нитей, помимо Киевского шоссе. Первая – новая многополосная трасса. Магистраль уже несколько лет - головная боль жителей поселка Александровская. Трассу планируют проложить прямо через него. Местные переживают, что дорога поделит поселок надвое, часть домов снесут, а всем остальным придется жить под автомобильный шум. Против такой трассировки выступали и некоторые депутаты.
Местный житель и муниципальный депутат МО «Шушары» Тимур Туктаров говорит, что местные днюют и ночуют с этой проблемой.
- Говорилось о том, что участки будут изыматься, а жителям заплатят компенсацию. В том году мы массово подавали поправки в Генплан, депутат Вишневский озвучивал эту проблему. Генплан приняли, но жители продолжают бороться, добиваться того чтобы трассу скорректировали и вынесли хотя бы за поселок. Глобальных изменений по этому вопросу нет, когда будут – непонятно, - разводит руками Туктаров в разговоре с SPB.KP.RU.
Расположится Южный по соседству с Пушкиным, Павловском и Гатчиной. Фото: "Старт Девелопмент"
Но нужно понимать: построят магистраль только к 2040 году. Она будет нужна не только Южному, но и поселкам Кондакопшино и Лесное. При этом комитет отмечает, что за проект планировки дороги пока никто не брался. Более того, изымать землю в частной собственности в границах поселка уже «не предполагается».
Второй нитью станет железная дорога, рядом со спутником находятся станции Лесное и Кондакопшино Балтийского направления. Количество электричек, конечно, увеличат. Но пока что в РЖД не готовы об этом говорить.
Есть и метропланы. Как заявлял губернатор Александр Беглов президенту Владимиру Путину, ради «Южного» в Генплане вытянули красную линию метро до Пулково и далее. В это расплывчатое «далее» на самом деле входят станции «Пулковские высоты», «КВЦ Экспофорум», «Пушкин», «Царское Село», «Кампус» и «Технологическая долина». Планы впечатляющие и серьезные, но их реализацию явно увидят только следующие поколения петербуржцев.
Также свой отдаленный вклад в транспортную доступность города-спутника внесут трамвайная линия «Купчино-Шушары-Славянка» и Широтная магистраль скоростного движения. Кроме того, местные жители просят продумать еще несколько выездов из нового города, чтобы Киевское шоссе не погрязло в пробках. Например, на Павловское шоссе.
Жилой части города обещают детские садики, школу, поликлинику, культурные центры и огромную парковую территорию, Фото: "Старт Девелопмент"
НЕ КУДРОВО, А СКОЛКОВО
Не станет ли Южный вторым Кудрово? Спальником на окраине, где много дешевого жилья, которое сдают за небольшие деньги и где так много «разливух» и круглосуточных магазинов? Эксперты не скрывают, что риск есть.
- Во-первых, нужно понимать, что 80% населения Петербурга проживает в периферийных районах, дорога до работы у них занимает в среднем 54 минуты. Периферийные районы дают возможность создавать рабочие места в торговле и малом и среднем предпринимательстве, - уверена Алиса Тимошина, руководитель «Бюро пространственного развития». – Во-вторых, у любого крупного периферийного района есть опасность превратиться в своеобразное гетто. Риск есть и у Южного. Устойчивое развитие района - это в том числе привлечение большого количества экономических агентов, владельцев бизнесов, резидентов. Насколько успешно с такой задачей сможет справиться коммерческая структура, вопрос.
Особый статус городу придаст ИТМО Хайпарк, который считается «драйвером» строительства и источником тысяч рабочих мест. С некоторой натяжкой его можно назвать аналогом подмосковского Сколково. Там будет новый кампус университета, инновационный центр и производственные площади. Кстати, ИТМО оказался тем самым первым резидентом, который сдвинул проект с места. Девелопер долго подыскивал градообразующее предприятие.
Застраиваться город-спутник будет еще 15-20 лет. С большим городом его свяжет новая трасса, железная дорога и даже метро (но его дождутся, пожалуй, только следующие поколения). Фото: "Старт Девелопмент"
При этом половина всей территории Южного отдана под жилье и социальную инфраструктуру.
- Планируется строительство трех детских садов на 480 мест в целом, общеобразовательной школы на 1125 мест, поликлиники для взрослых и детей, магистральных улиц общегородского и районного значения. Эти объекты впоследствии перейдут в собственность города, - рассказали в Смольном.
К слову, ожидается, что ценник на квартиры первой очереди будет на уровне 150-160 тысяч рублей за квадратный метр. Это не так уж и дорого по нынешним меркам. А девелопер вообще уверен, что в будущем эта часть города станет дорогой и престижной. У него достаточно мест притяжения, он застраивается немногоэтажными домами – максимум 10 этажей (соседство с Пулково не позволяет увлекаться высотностью), и экологическая обстановка здесь приятная.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
2 тыс га – площадь города-спутника
134 тыс – потенциальное число жителей
40 тыс – потенциальное число рабочих мест
10 млн м2 – площадь застройки (жилой, коммерческой и административно-деловой)
7 млн м2 – площадь жилой застройки
780 га – площадь озеленения
50 объектов образования
8 физкультурно-оздоровительных комплексов
2 крупных культурных центра
Хотите узнавать самые важные новости Петербурга?
Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Алюминий, гранит, арки и раздвижные двери: Какими будут две новые станции метро Петербурга
На станциях метро «Путиловская» и «Казаковская» установят остекленные раздвижные двери (подробнее)
«Лахта Центр» ждет высокую соседку: Новый небоскреб будет вторым в мире по высоте, ему готовят проектную документацию
Для небоскреба «Лахта Центр 2» готовятся разрабатывать проектную документацию (подробнее)