Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+18°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
14 июня 2024 15:25

Беспилотник на рельсах: Как трамвай с искусственным интеллектом победил машинистов на турнире по водительскому мастерству

Первый в мире турнир между беспилотным трамваем и людьми прошел в Петербурге
Беспилотник водит трамвай на уровне лучших водителей-людей.

Беспилотник водит трамвай на уровне лучших водителей-людей.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

О чем думает человек, на которого несется трамвай? Этот вопрос мы задали Константину Шостаку, главному инженеру петербургского предприятия «Горэлектротранс», который вышел на пути перед вагоном модели «Богатырь». Этот отчаянный поступок - часть соревнований по водительскому мастерству между людьми и беспилотником. Вагон без машиниста с грохотом разогнался до 40 километров в час. Электронный мозг смерил преграду двумя глазами-камерами и нажал на тормоза - 26-тонный трамвай мягко остановился в пяти метрах от человека.

- Я был уверен, что он остановится, - уже после перенесенного стресса признался SPB.KP.RU Константин Шостак.

- А дети у вас есть?

- Конечно! Сын обожает трамваи, - уточнил главный инженер.

Главный инженер горэлектротранса не испугался выйти на рельсы.

Главный инженер горэлектротранса не испугался выйти на рельсы.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

ПЕРЕД ОЛИМПИАДОЙ

Так в Петербурге проходило первое в мире соревнование между людьми и искусственным интеллектом по управлению трамваем. 18 лучших водителей города прошли трассу со сложными элементами. Последним выступал беспилотник Cognitive Tram Pilot. Это российская система, которая может полностью управлять трамвайным вагоном: оценивать трафик, движение пассажиров, соблюдать график.

В городе более 200 трамваев уже оснащено этой системой. Она работает как помощник машиниста: следит за состоянием водителя, притормаживает перед препятствиями. Однако на полную катушку возможности электронных мозгов решили протестировать на полигоне, где тренируются водители. Перед роботом стояли те же задачи, что и перед людьми. Сначала набрать скорость и затормозить в нужном месте, пройти максимально быстро круг с различными элементами: поворотами, стрелками, а затем успеть среагировать на светофор, который загорается красным в случайный момент. И следом - «смертельный» номер - остановиться перед внезапно вышедшим на пути человеком. Беспилотник сдал нормативы на уровне пяти лучших машинистов. Еще один тест - это бокал с водой, который поставили на пол трамвая. Задача - пройти маршрут со всеми поворотами и резкими остановками, не расплескав воду.

Трамвай без водителя ювелирно остановился у нужной отметки.

Трамвай без водителя ювелирно остановился у нужной отметки.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

- Сами посмотрите: бокал не приклеен, в нем вода, а не вязкий глицерин и пол сухой - вагон шел максимально мягко и плавно, - удивлялся результатами робота директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

На турнире пошутили, что лет через десять трамвайные соревнования войдут в программу Олимпийских игр.

- Роботизированные технологии на базе искусственного интеллекта становятся настоящими помощниками человека, которые берут на себя все основные сложности этой профессии - управление движением и обеспечение безопасности на дорогах, - говорит председатель жюри трамвайного конкурса, олимпийская чемпионка Татьяна Навка.

ВМЕСТО МАШИНИСТОВ БУДУТ СТЮАРДЫ

Что дают такие системы городу? Трамваи с умными ассистентами в Петербурге стали более безопасными. За все время работы был только один инцидент с падением пассажира. Умная машина трогается и тормозит более плавно. Есть и экономический эффект: техника и пути эксплуатируются бережнее, нужно меньше тратить на ремонт.

Но все же до полностью беспилотных трамваев нам далеко. Есть и психологический фактор: Людям сложно согласиться с тем, что за рулем никого нет.

- Мы пока настроены на то, что автопилот страхует водителя, помогает ему в сложных ситуациях, в ситуациях усталости, которые естественны для человека, но не заменяет его полностью. В будущем, я думаю, скорее водитель будет трансформироваться в бортинженера или стюарда, когда он помогает малоподвижным людям, людям в сложных ситуациях, следит за работоспособностью системы, - рассуждает директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

Вагоны без машинистов появятся на дорогах еще не скоро.

Вагоны без машинистов появятся на дорогах еще не скоро.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первым проектом беспилотного трамвая стала система для Шанхая. Там до сих пор катается 50 вагонов с русскими мозгами.

- Там трамваи ездят по выделенным над дорогой линиям, для искусственного интеллекта это примитивная задача. Система, разработанная для Петербурга, - передовая в мире, - генеральный директор CognitivePilot Ольга Ускова. - Технически все готово для полностью беспилотного трамвая, но есть, скорее, юридические ограничения. Нужны новые Правила дорожного движения, необходимо проработать, как будет распределяться ответственность. Обсуждение этих вопросов уже идет.

Хотите узнавать самые важные новости Петербурга?

Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Замужем и с высшим образованием: Петростат рассказал, какие женщины живут в Петербурге

Петростат составил портрет типичной петербурженки (подробнее)

Самый красивый водитель трамвая в Петербурге: «Пассажиры просят номерок, но нам нельзя с ними общаться»

Пользователи Сети назвали самой красивой машинистку трамвая из Петербурга (подробне)