Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество18 ноября 2021 18:44

«Уехать выгоднее, чем бороться»: Названы территории, где могут изымать дачи под строительство КАД-2

«Комсомолка» выяснила, как планируется проложить в Ленобласти новое транспортное кольцо
Сергей ВОЛЧКОВ
Сергей ВОЛЧКОВ
КАД-2 строится в помощь заметно "ослабевшей" КАД-1.

КАД-2 строится в помощь заметно "ослабевшей" КАД-1.

Фото: Олег ЗОЛОТО

КАД-2 понемногу обретает собственное лицо: теперь уже точно известно, что ее не «поведут» по существующей трассе А-120, а будут строить «с нуля». А значит, под угрозой дачи – хоть трассировка будущей магистрали пока не определена, она с высокой долей вероятности пройдет по территориям садовых товариществ и «малой» частной застройки.

ОТ ВСЕВОЛОЖСКА ДО ТРАССЫ М-11

Решение строить КАД-2 с нуля стало неожиданным для населения - но вполне логичным для специалистов.

- Существующая автодорога А-120 - или, как ее еще называют, «бетонка» - изначально дорога военного назначения и строилась под вполне определенные цели, хотя она уже давно открыта для проезда, - рассказывает заместитель генерального директора компании Simetra, которая занималась разработкой возможных маршрутов КАД-2 Константин Тихонов. - Собственно, то, что дорога уже эксплуатируется и то, что она проходит через населенные пункты, и может создать много проблем при ее реконструкции.

Кроме того, по словам Тихонова, автодорога А-181 – он же северная часть «бетонки» - находится слишком далеко от Санкт-Петербурга. Поэтому пытаться перенести на нее часть транспортных потоков с КАД бессмысленно – никакой экономии времени и денег автомобилисты не получат, а значит так и будут набиваться в пробки на перегруженной КАД-1.

Первый участок может увести с КАД людей, едущих во Всеволожск и окрестности, а также грузовые автомобили, следующие из Москвы в сторону Мурманска.

Первый участок может увести с КАД людей, едущих во Всеволожск и окрестности, а также грузовые автомобили, следующие из Москвы в сторону Мурманска.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Конкретного проекта КАД-2 пока нет – только коридоры, в которых она может быть проложена. Однако на данный момент планируется, что второе кольцо будет проходить примерно так: северо-восточнее Всеволожска через трассу «Кола» до города Отрадное и Ивановских порогов, потом через Неву и дальше по границе Ленинградской области до пересечения с трассой М-11.

- Первым, скорее всего, будет строиться северный участок, потому что сейчас есть очень большой спрос на поездки во Всеволожском районе со стороны жителей того же Сертолово и Осиновой рощи, у которых во Всеволожске расположены все основные административные учреждения, - уточняет эксперт. – Кроме того, со стороны Москвы через КАД в сторону Мурманска идет большой поток грузовых автомобилей – его тоже надо отвести.

Вот так может пройти КАД-2. Разметка пока что предварительная - после инженерных и кадастровых изысканий на местности все может измениться.

Вот так может пройти КАД-2. Разметка пока что предварительная - после инженерных и кадастровых изысканий на местности все может измениться.

УЯЗВИМЫЕ ТОЧКИ

Одним словом, планы грандиозные. А что там с дачами? По словам Константина Тихонова, большой проблемы дачи, скорее всего, не создадут – благо, места в Ленобласти много, и КАД-2 вполне можно провести в обход коттеджных поселков и садоводческих товариществ. Единственная «уязвимая точка» - Ивановские пороги, а конкретно деревня Большие пороги и город Отрадное. Дело в том, что там для новой магистрали потребуется строить мост через Неву – а значит, возможно, освобождать плотно застроенные берега.

Ну и не будем забывать про трассу А-120, которая, скорее всего, станет официальным бесплатным дублером платной КАД-2 к югу от города. «Бетонку» для этих целей тоже придется реконструировать – и прежде всего строить развязки и путепроводы на пересечениях с железной дорогой и другими трасами. А значит, есть вероятность того, что во всех этих точках придется «расчищать» окрестные СНТ.

ГРОЗИТ ЛИ ДАЧАМ «КАДАСТРОФА»?

Специалисты, впрочем, отмечают: сколько бы дачных участков ни встало на пути КАД-2, процедура для их изъятия давно отработана. И не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России.

- Существует установленный законом механизм, - разъясняет юрист, заместитель председателя совета межрегиональной общественной организации «Союз садоводов» Полина Тришина. – Собственника должны уведомить о том, что его участок подлежит отчуждению для государственных нужд, потом провести оценку – причем в процессе оценки учитывается все, вплоть до примерной стоимости урожая, который дачник потеряет из-за строительных работ – и выкупить участок со всем недвижимым имуществом.

Сама КАД-2 должна затронуть только некоторые дома в городе Отрадное и деревне Большие пороги Кировского района Ленинградской области.

Сама КАД-2 должна затронуть только некоторые дома в городе Отрадное и деревне Большие пороги Кировского района Ленинградской области.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Впрочем, при всей кажущейся простоте процедуры по ней щедро раскиданы многочисленные подводные камни. Так, отмечает Полина Тришина, при строительстве Центральной автомобильной кольцевой дороги (ЦКАД) в Москве одним из главных факторов раздора между правительством и дачниками стало то, что последних просто не потрудились вовремя уведомить о грядущих переменах.

- Несколько лет – с 2008 по 2016 год, пока разрабатывалась проектная документация и определялись сроки работ – люди жили, фактически, в подвешенном состоянии, - рассказывает юрист. – То есть, они не могли, условно говоря, протянуть канализацию, затеять какое-то долгое строительство, потому что не было ясно – изымут их участки или нет. Из-за этого росла напряженность.

«СУДЫ ОБРЕЧЕНЫ НА ПРОВАЛ»

Другой момент – собственника вполне может и не устроить сумма, в которую оценили его участок. В таком случае закон разрешает ему обратиться в суд и привлечь к процедуре независимых экспертов. И тогда строительство не начнется, пока не закончатся тяжбы – а длиться они, по словам Полины Тришиной, могут десятилетиями, такие случаи в Московской области тоже бывали. То есть, в теории весь монументальный проект КАД-2 может забуксовать из-за одного-единственного дачника, который встанет на пути магистрали с лопатой наперевес и заявит, что его участок стоит не условные 20 000 000, а как минимум в десять раз больше.

- С другой стороны – нужно понимать, что такие тяжбы в любом случае обречены на провал, если земля отчуждается для государственных нужд, - констатирует юрист. – Поэтому затевать ее не стоит – да, процесс затянется, но итог его все равно предопределен.

Впрочем, вероятность того, что кто-то из дачников заупрямится и «не пустит» КАД-2 к себе на участок, по словам Полины Тришиной, крайне мала.

По словам экспертов, такие большие проекты, как КАД-2, кардинально меняют экосистемы районов. Поэтому уехать проще и выгоднее, чем оставаться.

По словам экспертов, такие большие проекты, как КАД-2, кардинально меняют экосистемы районов. Поэтому уехать проще и выгоднее, чем оставаться.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

- Во время работ по ЦКАД, например, таких прецедентов не случалось – по крайней мере к нам в «Союз садоводов» никто не обращался, - отмечает юрист. – Тут важно понимать: такой объект, как скоростная магистраль, ломает всю экосистему района, в котором он расположен. Так тихо, спокойно и плодородно, как раньше, там уже не будет. Например, жизнь в окрестностях той же ЦКАД очень сильно изменилась: стало шумно, пыльно, появились шумозащитные экраны, заслоняющие свет. смородину, например, там теперь растить и собирать вообще невозможно – ягоды, не успев вызреть, покрываются слоем копоти. Поэтому мое мнение таково: беспокоиться из-за потенциального изъятия дач под строительство КАД-2 не стоит. Иного выхода все равно не останется, так что лучше думать, как провести эту процедуру с максимальной выгодой.

Ну и главный вопрос – когда все это начнется и когда закончится? Ответ простой: не известно. Однако, по словам Константина Тихонова, долго ждать не придется: у государства есть все шансы выйти на строительство первого – северного – участка уже через два-три года.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ: