2018-02-22T13:37:07+03:00

В Петербурге создали железного человека

Правда, покупать разработку на родине никто не спешит
Поделиться:
Комментарии: comments4
Иван НемцовИван Немцов
Изменить размер текста:

Иван Немцов – 22-летний студент петербургского Полтиеха, разработавший собственный проект экзоскелета - собирает чемоданы: 7 ноября в Нью-Йорке начнется международный конкурс Intel Berkeley Challenge, на котором его команда представит русского "железного человека" на суд мировой общественности. Несмотря на не по годам плотный график, разработчик нашел время встретиться с корреспондентом «Комсомолки», чтобы рассказать о том, как закалялась сталь.

Путь к победе

Впервые о создании экзоскелета Иван Немцов задумался ещё в 11-м классе – как ни странно, коротая зимние часы за популярной компьютерной игрой «Fallout»:

- Если помнишь, был там один интересный персонаж, он мне очень нравился – Powerarmor. Однажды я подумал, что смог бы создать нечто подобное в реале, - поделился парень и добавил: - Но оказалось, что это не так-то просто.

Без труда поступив на факультет робототехники, Иван перешел от игрушек к делу: тщательно изучил опыт иностранных коллег, проштудировал историю вопроса, «подтянул» теорию и, наконец, сколотил из сокурсников команду увлеченных единомышленников – как говориться, не веселия ради, а науки для. И хотя протянул первый состав от силы пару лет (кого-то отчислили за низкую посещаемость, кто-то – разочаровался), именно с него и начался путь к победе.

Интересно, что первые модели «железного человека» ребята - за неимением другого материала - собирали из обычного картона.

Приз за десятое место в конкурсе "БИТ"

Приз за десятое место в конкурсе "БИТ"

- Смешно вспомнить, - улыбается парень, - У нас в общаге была целая куча картонных коробок, и первые макеты корпуса мы собирали из них. На определенном этапе мягкость стала мешать, поэтому второй вариант корпуса сделали из фанеры – она прочнее, на неё уже можно было крепить датчики.

На третьем курсе Иван осознал, что проект «дозрел» до уровня стартапа - оставалось только просчитать его рентабельность, дабы показать потенциальным спонсорам перспективность и привлекательность. Поскольку сам студент больше интересовался техническими нюансами, за «экономической» помощью он решил обратиться к однокласснику Юрию Канюку – благо, тот учился в Финэке и весьма неплохо «шарил» в вопросах извлечения прибыли их толковых идей.

Яна Чурикова была в восторге от идеи петербургских студентов

Яна Чурикова была в восторге от идеи петербургских студентов

В свою очередь, Юра Канюков привлек к проекту своего друга Алексея Сотникова – студента Инжэкона:

- Нужно отдать Леше должное, он проявил себя как талантливый менеджер. Вообще, победа в петербургском конкурсе инноваций и участие в «БИТе» этим летом (Всероссийский конкурс бизнес инновационных технологий. – прим. автора) - это во многом его заслуга как организатора, – рассказал Иван.

Преисполнившись гордости за родной край, отметим: несмотря на то, что в «БИТе», ребята заняли почетное десятое место, на международный конкурс их все-таки взяли – уж очень заинтересовалась проектом корпорация «Intel».

Хождение по мукам

Подружить российскую науку с бизнесом пока не удалось – по крайней мере, об этом красноречиво свидетельствует печальный опыт молодых разработчиков, которые и рады бы стараться на благо отчизны, да она взаимностью не отвечает. Судите сами: когда авторы проекта попросили преподавателей родного «политеха» о помощи, в ответ те только развели руками – мол, денег у нас у самих как кот наплакал, а материальная база у вуза, сами знаете…

Шаги в будущее

Шаги в будущее

К сожалению, за редкими исключениями современное состояние высшей школы бесконечно далеко от идеального:

- Представляешь, я долго искал на этот проект научного руководителя, но никто не хотел браться. В итоге нашел, но совсем на другой кафедре, - горько ухмыльнулся Иван, - Потом бегал, просил дать материалы и помещение, но так ничего и не добился – говорят, у нас ничего нет, и это правда. Спуститесь в лабораторию, и вы сами увидите: самые новые приборы выпущены в 80-хх годах…. Хотя теоретическая подготовка, конечно, на высшем уровне, - подумав, добавил он.

Не найдя поддержки в «алма-матер», авторы стартапа отправились на поиски стороннего спонсора, которым в итоге стала частная компания с символическим названием «Причал» - во всех остальных конторах корабль инноваций встретила стена непонимания. С горем пополам ребята все же получили помещение для работы, однако заказчика найти пока так и не удалось: ни в лице Министерства чрезвычайных ситуаций, ни в лице Министерства по обороне, которым проект, по идее, и должен быть интересен.

С военными, кстати, и вовсе вышел казус:

- Сами мы с министром не говорили, но разговаривал один наш знакомый. Он ему говорит: «Берите, все равно, когда сделают – будете пользоваться, но уже за другие деньги». А тот отвечает, что денег на оборонку у них пока нет – все идут на строительство жилья для офицерского состава, – поделился совершенно секретными данными Иван.

По его словам, похожие доводы им привели и чиновники МЧС – правда, они занимаются тем, что «меняют зилы 60-го года выпуска на зилы выпуска начала 90-х».

Соединяй и властвуй

Дружеские "посиделки"

Дружеские "посиделки"

Первый экзоскелет разработали ещё в 1965-м – постарались инженеры General Electric, которые получили заказ от чиновников американского министерства обороны, мечтавших о создании «универсального солдата». Предполагалось, что Hardiman – а именно так авторы окрестили разработку – будет крепить бомбы под крылья самолетов, однако «оживить» его за отсутствием легких материалов и технологий так и не удалось: тяжелый (680 килограмм) и неповоротливый, после двух неуверенных движений он впадал в электрическую кому.

К идее создания «робокопа» американские вояки вернулись только в новом тысячелетии: в 2007-м году они собирают экзоскелет XOS, который при весе в полсотни килограмм спокойно поднимает все 70, и по сей день успешно используется в авиации. Правда, несмотря на «скромный» вес и хорошую грузоподъемность, далеко и в этом скафандре не убежишь - работает он от сети (это, кстати, и делает его таким легким), а электрические провода, как известно, не резиновые.

Параллельно с западными учеными над собственным проектом экзоскелета трудились японские робототехники – их модели были ориентированы на помощь людям с проблемами опорно-двигательного аппарата, поэтому отличались сравнительно низкой мощностью. Поскольку «японцы» – в отличие от американских братьев - «запитывались» от автономной батареи – они довольно быстро выдыхались, что при солидном весе и ещё более солидной цене, так и не позволило им «выйти в люди».

- В своей модели мы решили соединить все лучшее, что есть: силу, которую дает гидравлический привод с энергией легких японских бензиновых двигателей, способных работать до 12 часов кряду. В такой конфигурации Ironman будет весить около 200 кг, а понимать – в полтора раза больше, - поделился техническими подробностями Иван и добавил, - В нашем случае пилот не закован в железо, а управляет роботом из кресла с помощью специальных датчиков, «снимающих» мускульные импульсы.

По словам разработчика, средние соотношение по весу и грузоподъемности позволяет считать российскую разработку универсальной: такой работ и людей из-под завалов вытаскивать, и бомбы закладывать.

- Для работы в помещении, на производстве, уже продумываем варианты с гибридным приводом – на мой взгляд, это будет оптимальным решением на ближайшие лет тридцать, пока не появятся более легкие источники питания, - резюмирует он.

Справка КП

Экзоскелет – это внешний каркас, способный в несколько раз увеличивать мышечную силу человека при частичном сохранении естественной гибкости и подвижности различных частей тела. На сегодняшний день существует только два реально действующих образца: американский, который используется при погрузочных работах в военном деле, и японский – он применяется в медицине для помощи людям с проблемами в опорно-двигательном аппарате.

Кстати

Месяц назад Министерство образования, объявило тендер на 196 миллионов рублей, участникам которого предлагалось создать экзоскелет с «чудесными» параметрами: весом до 30 килограмм, а грузоподъемностью – до 200. Несмотря на то, что подобные характеристики технически недостижимы, победителей чиновники все-таки выбрали – правда, стали ими не студенты петербургского Политеха, предложившие реальный проект, а сотрудники МГУ, не имеющие даже предварительных наработок.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных