Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Происшествия20 июня 2016 10:42

Организатор речных сплавов: Руководство лагеря в Карелии должно было запросить погоду

«Комсомолка» разбиралась, по каким правилам должны были организовать детский сплав на Сямозере
Во время шторма погибли 13 детей

Во время шторма погибли 13 детей

Фото: Александр ГЛУЗ

СПРАВКИ, КОРОЧКИ И СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЖИЛЕТЫ

Трагедия на Сямозере в Карелии – во время речного сплава погибли тринадцать детей, еще одного до сих пор ищут спасатели. В этой истории поражает все – как могли детскую группу отправить в поход во время шторма? И как вышло так, что дети мертвы, а все инструктора (или не инструктора вовсе?) – живы и невредимы?

О том, как поход должны были организовать в идеале, «Комсомольской правде в Петербурге» рассказал организатор речных сплавов Денис Тринеев.

- Во-первых, вместе с детьми в походе обязательно должны были находиться квалифицированные инструктора детско-юношеского туризма. Не вожатые, а профессионалы, которые сдали экзамен и получили корочку. Во-вторых, у них должен быть туристический опыт, подтвержденный документами – специальными справками, которые выдает региональная маршрутно-квалификационная комиссия.

По словам Тринеева, обычно перед экспедицией дети проходят специальную физическую подготовку, но для похода выходного дня, в который отправили детей в Карелии, она не требуется. По сути, ребята оказались в бурной реке во время шторма совершенно беззащитными. По нормам, на каждого из них полагался сертифицированный спасательный жилет. Обязательно нужного размера. А вот брать с собой рации вожатым было необязательно.

- Если говорить о трагедии, которая произошла, то здесь велик фактор риска, связанный с погодой. Они не имели права выводить детей в штормовое предупреждение. У кого получают разрешение на поход? Чаще всего, у руководства лагеря. О шторме их предупреждают заранее. А даже если не предупредили, они должны были сами запросить погоду на ближайшее время, - говорит Тринеев.

Несмотря на массу официальных правил организации подобных походов, их воплощение на практике – зависит только от руководства лагеря.

- Уведомлять спасателей или нет – решает руководство лагеря. Если маршрут сложный, то уведомлять МЧС обязательно, но сплав в Карелии к таким не относился, - говорит инструктор.

В речном сплаве участвовали 47 детей и четыре инструктора. Их усадили в две лодки и плот.

- Пока сложно сказать, сколько человек они могли вместить по нормативам. У каждого судна своя загруженность в зависимости от грузоподъемности и количества посадочных мест. Если лодки и плот были сертифицированными, все это было прописано в инструкции. Как и погодные условия, при которых их можно использовать.

«КОГДА ДЕТИ НА ВОДЕ, РЯДОМ ПЛАВАЕТ ЛОДКА СО СПАСАТЕЛЯМИ»

Во Всероссийском детском центре «Орленок» каждый день имеют дело с водой. Ребят учат ходить под парусом, управлять шлюпками, работать веслами и даже отправляют в походы вдоль берега. Но и уровень безопасности – соответствующий. Не в пример карельскому лагерю, который теперь обещают закрыть.

- Для каждого выхода детей в море у нас существует своя инструкция. В обязательном порядке с ней знакомят детей – рассказывают, как себя вести, что делать в том или ином случае, что можно, а что нельзя. На воде с ребятами занимаются проверенные квалифицированные инструктора. И пока идет занятие, рядом находится лодка со спасателями и медиком, - рассказал «Комсомолке» начальник водной станции ВДЦ «Орленок» Андрей Глущенко.

Кстати, спасатели сопровождают маленьких «орлят» не только на воде, но и в каждом (абсолютно каждом!) походе. Независимо от его дальности и уровня сложности.

- Кроме этого, в «Кубань-спасе» записывают маршрут, по которому отправились ребята и время, когда они вышли и должны вернуться обратно, - говорит Глущенко.

Есть еще одно важное правило: каждое утро воспитанников Всероссийского детского центра осматривают врачи. Именно они решают, допускать ли ребенка к походу. Следят и за погодой - специальные сотрудники.

- О неблагоприятной погоде нас предупреждают спасатели в любое время года – неважно, лето это, или зима, шторм или ливень. После этого дежурный прозванивает каждое подразделение и ставит в известность всех, чья работа с детьми зависит от погоды, - говорит Глущенко.

Понятно, что «Орленок» - детский центр высочайшего уровня и по многих параметрам он отличается от обычных лагерей. Но если речь идет о безопасности детей, должны ли быть какие-либо различия?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Спасатель из Карелии: Все дети были замерзшие и перепуганные

Корреспондент «Комсомольской правды» встретился с Андреем Севериковым, сотрудником турбазы, который вместе со своим товарищем первым вышел в район поиска и помог спасти детей, пострадавших в катастрофе на озере в Карелии.

- В 8 часов утра позвонили нашему начальству и спросили, не может ли кто из нас посмотреть, куда пропала группа детей, - рассказывает Андрей (подробнее).

Бывший сотрудник «Парк-Отеля Сямозеро»: «С каждым годом профессиональных инструкторов было все меньше»

В экспедицию отправились на двух лодках и плоту, на которых разместились 47 человек и 4 инструктора. Точнее – «инструктора». Как выяснила «КП», возраст троих – примерно 17-19 лет. Профессиональными инструкторами они, конечно же, не были. Это просто вожатые – студенты, которых привлекла идея летом отдохнуть природе и поработать за еду, койкоместо и небольшую зарплату.

Четвертый – Вадим Виноградов, заместитель директора Елены Решетниковой. Не исключено, что у него была «корочка» инструктора, но сути это не меняет. С каждым годом профессионалов в лагере было все меньше (подробности).