Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество28 января 2015 11:55

Дело Елены Баснер: суду написали картину

Могла ли искусствовед «бесплатно ошибиться», когда устанавливала подлинность работы Бориса Григорьева?
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Ксения АХМЕТЖАНОВА
В феврале начнутся слушания по делу о фальшивой картине Бориса Григорьева.

В феврале начнутся слушания по делу о фальшивой картине Бориса Григорьева.

Фото: Илья СМИРНОВ

Из-за решетки со скамьи подсудимых Елена Баснер смотрела с непередаваемой грустью. Искусствоведу с мировым именем, дочери именитого композитора, написавшего «С чего начинается Родина», «На безымянной высоте», 58 лет, из них четверть века она проработала в Русском музее. Коллеги Елены Вениаминовны все как один говорили, что она стала жертвой обстоятельств. Верить в собранные сыщиками факты отказывались.

С тех пор минул год. Все это время Баснер просидела под домашним арестом. Возможно, что-то изменится 31 января, когда суд в очередной раз рассмотрит вопрос о свободе искусствоведа. А в феврале начнутся слушания по делу о фальшивой картине Бориса Григорьева.

ХОРОШАЯ ВЕЩЬ

Летом 2009 года к Елене Баснер обратился гражданин Эстонии Михаил Аронсон. В ту пору искусствовед жила в Финляндии и проводила оценку предметов искусства от имени Аукционного дома Буковски. Но ради общения с Аронсоном приехала в Петербург. Домой к Баснер мужчина принес «вещь», в которой искусствовед якобы признала картину русского художника-авангардиста Бориса Григорьева «В ресторане». Работу специалист оценила в 250 тысяч долларов. По версии следствия, Елена Вениаминовна сама взялась подыскивать покупателя. Она связалась со своим знакомым - директором арт-салона и издателем книг российских художников Леонидом Шумаковым. А тот уже вышел на Андрея Васильева, который и стал обладателем шедевра.

- Один коллекционер подходит к другому и говорит: «Сегодня в Петербург прибыла замечательная вещь. Григорьевская картина с сюжетом парижского кафе» - и показывает альманах, - рассказывает следователь главного управления Следственного комитета по Петербургу, который вел это дело, Павел Ботин. - В итоге Шумаков забирает у Васильева задаток, отвозит его Баснер и привозит ему картину на ознакомление. Тот дня три думает, изучает ее и выплачивает оставшуюся часть денег.

Все проходило в спешке. Васильева припугнули, что картину могут увезти в Москву. С Баснер он лично не встречался. Посредником между ними был Леонид Шумаков - добрый, проверенный временем приятель коллекционера.

Работа, которую предложили Васильеву, была с огрехами похожа на распечатку из альманаха мецената и коллекционера Александра Бурцева, который покровительствовал Борису Григорьеву в начале карьеры. Впрочем, коллекционера ошибки не смутили, ведь сравнивать приходилось с отпечатком начала прошлого века, да еще и в черно-белом варианте. И потом Васильев знал: гарантию выдала сотрудница Русского музея…

- Меня интересуют вещи с определенной историей, происходящие из известных старых коллекций, опубликованные до революции, - объяснял свой выбор коллекционер. - И как раз это была такая вещь с безукоризненным провенансом (родословной), опубликованная в «Моем журнале для немногих» Бурцева.

В итоге за картину Андрей Васильев выложил 250 тысяч долларов. Как ему тогда казалось, это была очень выгодная сделка. За работы художника коллекционеры готовы были платить в разы больше.

15 июля за деньгами в Петербург приехал Михаил Аронсон.

Это оригинал картины Бориса Григорьева "В ресторане"...

Это оригинал картины Бориса Григорьева "В ресторане"...

А В РЕСТОРАНЕ

«Хорошая вещь», выдаваемая за картину Григорьева, пролежала у коллекционера до 2010-го. В России отмечали Год Франции. На Рублевке затеяли выставку работ русских художников-эмигрантов, писавших во Франции. В экспозиции «Парижачьи» представили более шестидесяти работ, среди них - картина Бориса Григорьева коллекционера Васильева. И тут разгорается скандал. Дорогущий шедевр оказывается… подделкой.

- К нам привозили его на экспертизу, - рассказала Андрею Васильеву прямо на выставке сотрудница Научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря. - Мы картину изучали два месяца и абсолютно уверены, что это фальшивка.

У Васильева еще оставалась надежда, что эксперт ошиблась. Но в марте 2011 года в Русском музее устраивают выставку работ Бориса Григорьева. И очередной удар - «В ресторане» хранится в запасниках аж с 1985 года. Его завещал музею профессор баллистики Борис Окунев. Все сомнения отпали. Да и местные эксперты еще раз подтвердили: «шедевр» у Андрея Васильева - банальная подделка. А заодно рассказали, что Елена Баснер не работает в Русском музее с 2003 года, к тому же она никогда не имела статуса эксперта, тем более международного уровня.

... а это хорошая копия. Найдите десять отличий.

... а это хорошая копия. Найдите десять отличий.

- Мы не несем ответственности за ее действия, - отрезали в администрации.

С Леонида Шумакова тоже взятки гладки. Он выступал только посредником. Андрею Васильеву удается пообщаться с Еленой Баснер лично.

- Как же так? – только и повторяет коллекционер.

На что искусствовед его успокаивает: мол, подлинник у вас, деньги вам никто возвращать не собирается. Васильев, будто отрезвев, идет в суд, но каждый раз проигрывает. Та же ситуация с заявлениями в полицию, их бесконечно отклоняют. Помогает только личная встреча с Александром Бастрыкиным. Только после этого Елену Баснер обвиняют в мошенничестве.

ГДЕ ДЕНЬГИ

Продавец картины Михаил Аронсон из тех, про кого говорят: пробы ставить негде. Трижды судим за распространение наркотиков, кражи и разбой. Когда началось следствие, он даже общался с правоохранителями, правда, в статусе свидетеля. Как только запахло жареным, скрылся в неизвестном направлении. Сейчас он находится в международном розыске.

Неизвестно, сколько Елена Баснер получила денег от сделки и получила ли вообще. Следователи полагают, что делили сумму чуть ли не поровну. Хотя изначально дело пытались раскрутить по статье «Организованная преступная группировка». Но Елена Вениаминовна оказалась крепким орешком: за собой под суд никого тащить не стала.

Следователи приходили с обыском в Русский музей. Забрали картину «В ресторане» из запасников на экспертизу. Ее проверили в Третьяковской галерее. Эксперты со стопроцентной уверенностью подтвердили подлинность. Картина дважды подвергалась реставрации. В первый раз ее приводили в порядок в 1984 году, перед тем как она поступила в Русский музей. Затем были еще вмешательства, нашли даже следы, которые частично изменяли авторский замысел. Так иногда делают, чтобы подвергнуть сомнениям, что оригинал, а что всего лишь копия. Но связи так и не нашли. Зато выяснили, что картину, которую купил Андрей Васильев, написали в шестидесятых - семидесятых годах прошлого века. Причем использовали наглядное пособие. Исполнитель был явно ограничен во времени. Установить имя художника, который создал подделку, не смогли.

- Мошенничество - это злоупотребление доверием, - отмечает следователь Павел Ботин. - Елена Баснер не сообщила Андрею Васильеву о значимых фактах. Даже если б это была копия, выполненная самим Григорьевым, Васильев бы все равно не взял эту картину. Зачем? Она же потеряет в цене.

Искусствовед придерживается версии, что дала свое частное мнение относительно подлинности картины. В пользу этого говорит, что не было никакого письменного заключения.

- Свидетелей со стороны защиты не будет, - отметила в разговоре с корреспондентом «Комсомолки» адвокат Елены Баснер Лариса Малькова. - Нет нужды, ведь Елена Вениаминовна невиновна.

Поговаривают, ошибка в атрибуции картины Григорьева не единичный случай в карьере знаменитого искусствоведа. В Петербург пришел запрос от коллег из Финляндии. Это связано с Аукционным домом Буковски, в котором работала Баснер. Его клиенты получили сомнительную оценку картин Кандинского, которые, как позже выяснилось, были поддельными. Сколько точно было таких «экспертиз», пока говорить сложно.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Адвокат Андрей ТЫНДИК:

- При нашей правоприменительной практике, думаю, ее осудят. Тем более под арестом Елена Баснер была все время следствия. Шансов у искусствоведа мало. Понятно, что все доказательства - косвенные. А как еще устанавливать мошенничество? Не пишет же вор расписку. Все на показаниях свидетелей. Вопросов остается много. Но по сложившейся практике я не сомневаюсь, что госпожу Баснер ждет обвинительный приговор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Больше половины антикварных картин, которые продают в России, фальшивка

Портрет, напечатанный на принтере. Пейзаж, высушенный в печи. Какими только способами не создают мошенники картины именитых мастеров. Еще несколько десятков лет назад подделки были качественнее, художники использовали для них старинные материалы, соответствующие эпохе, старались. Нынче о достоверности даже и не думают, лишь бы внешне все было похоже.

Шедевры стали удачным вложением денег, возможностью прихвастнуть перед друзьями и партнерами «занятной вещицей», украшением эклектичных интерьеров. Истинных коллекционеров можно пересчитать по пальцам. Потому и продавать откровенные подделки стало куда проще (подробности…)

Авторитетный искусствовед Елена Баснер помогла продать поддельную картину за 7,5 миллиона рублей

В Петербурге задержали искусствоведа с мировым именем Елену Баснер. Эксперта подозревают в мошенничестве в особо крупном размере. По данным правоохранителей, Баснер причастна к продаже поддельного полотна, выдаваемого за картину художника-авангардиста начала XX века Бориса Григорьева. Сделку провернули еще несколько лет назад, в 2009 году. Картину «В ресторане» частный коллекционер Андрей Васильев приобрел за 250 тысяч долларов у издателя книг о русских художниках Леонида Шумакова. Елена Баснер, будучи тогда специалистом от Русского музея, выступала в качестве одного из посредников (подробности…)