Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+20°
Boom metrics
Происшествия27 октября 2017 15:05

Вертолет, упавший в океан в Норвегии, не долетел два километра до земли

На борту было пять членов экипажа и трое исследователей из НИИ Арктики и Антарктики
Источник:kp.ru
Разбившийся вертолет был совсем новым. ФОТО: Алексей Резниченко

Разбившийся вертолет был совсем новым. ФОТО: Алексей Резниченко

«В Свальбард пришла зима!». Этот пост второй пилот разбившегося у Шпицбергена МИ-8 Владимир Фролов сделал на своей страничке в социальной сети в начале октября, сопроводив его смайликом. А через три недели, днем 26 октября вертолет с Владимиром на борту потерпел крушение в Гренландском море...

Предполагаемое место крушения вертолета.

Предполагаемое место крушения вертолета.

Фото: Ольга ЖУК

Вместе с ним в воздушном судне находились командир экипажа Владимир Баранов, бортмеханик Алексей Паулаускас, техник Марат Михтаров и инженер Алексей Ковалев. Плюс трое ученых из питерского НИИ Арктики и Антарктики - замначальника сезонной экспедиции «Шпицберген - 2017» 44-летний Олег Голованов, инженер 25-летний Максим Каулио и руководитель химико-аналитической лаборатории Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген 28-летний Николай Фатеев.

Олег Голованов. ФОТО: Государственный гидрологический институт

Олег Голованов. ФОТО: Государственный гидрологический институт

РАБОТАЛ НА СЕВЕРЕ, ЧТОБЫ ЗАКРЫТЬ ИПОТЕКУ

Такой дружной командой работать на север питерцы ездили не раз. Ученые исследовали снежный покров Баренцбурга. У каждого была своя задача.

- Олег - гидролог по образованию. Он наблюдал за состоянием ледника и проистекающих из него речек и ручьев, - рассказал «Комсомолке» пресс-секретарь НИИ Арктики и Антарктики Сергей Лесенков. - Максим был его помощником, а Николай Фатеев работал на базе, собирал информацию от ребят.

- Ребята были веселыми, дружными, - добавляет коллега ученых Марина Павлова. - Они все - специалисты широкого профиля. Работы много, финансирование более-менее есть, а вот специалистов не хватает. Очень уж там тяжелые условия для жизни.

По словам Марины Павловой, пропавшие ученые приезжали на Шпицберген на зимовки (вахтовая работа, - Ред.). В научную экспедицию в 2017 году они отправились пару месяцев назад.

- А вот Коля там был с июля, насколько я знаю. Он ездил на Шпицберген на зимовки, чтобы закрыть ипотеку, - добавила знакомая.

Николай Фатеев. ФОТО: соцсети

Николай Фатеев. ФОТО: соцсети

Срок экспедиции подходил к концу. Олег Голованов и Максим Каулио собирались вот-вот улететь из Шпицбергена, потому что там начинались лютые морозы, и вернуться в Петербург... На севере должен был остаться только Николай Фатеев.

- Коля ведь не хотел оставаться на зимовку, он с девушкой познакомился в Питере, - вздыхает в трубку друг пропавших полярников Николай Игнатьев. - Но почему-то решил еще сезон поработать. У него мама осталась, а у Олега жена и дети... Как они теперь...

ДВА КИЛОМЕТРА ДО ЗЕМЛИ

Поисковые работы у побережья Шпицбергена начались 26 октября и продолжаются до сих пор. Сегодня днем спасатели обнаружили предположительное место крушения вертолета. На поверхности океана были видны пузыри, и ощущался сильный запах горючего. Специалисты считают, что там может находиться либо вертолет целиком, либо его крупная часть.

- Глубина, где предположительно упал вертолет, достигает 200 метров. Им не хватило двух километров, чтобы долететь до земли, - прокомментировал «КП» заместитель генерального директора по организации перевозок и авиационных работ «Конверс Авиа» Дмитрий Желязков.

Тем временем, следственный комитет на транспорте по СЗФО возбудил уголовное дело по статье «Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее наступление смерти более двух лиц». МЧС России отправит в Норвегию спасателей-водолазов со специальным оборудованием и снаряжением.

Максим Каулио. ФОТО: соцсети

Максим Каулио. ФОТО: соцсети

- Вы знаете, у нас все равно остается надежда, - признаются друзья одного из членов экипажа. - Мы хотим верить в лучшее. Хоть и понимаем, что с каждым часом вероятность найти кого-то в живых становится все меньше...

Напомним, что на предполагаемом месте ЧП сразу начали работать норвежские экстренные службы - это два вертолета, морские суда и корабли береговой охраны. Увы, поиски осложняют метеоусловия.

- Вода холодная, подводное течение довольно сильное, а днем 27 октября ветер дул со скоростью примерно 15 метров в секунду, - поделились спасатели.

Заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин

Заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин

Фото: Александр ГЛУЗ

ЗВОНОК СПАСАТЕЛЮ

«Шанс выжить есть, но очень маленький»

Мнением о произошедшем ЧП с «Комсомолкой» поделился председатель высшего совета Российского союза спасателей, спасатель международного класса Сергей ЩЕТИНИН.

- Сергей Викторович, пока пропавших граждан РФ не нашли ни живыми, ни мертвыми. Есть ли у них шанс выжить?

- Пока не обнаружены останки, всегда остается вероятность найти выживших. И этот случай не исключение. Другое дело - условия, в которых вертолет потерпел крушение. Север, низкие температуры... Это не облегчает задачу.

На самом деле все зависит от ситуации. Если воздушное судно рухнуло прямо в воду, то шансов мало. Если на лед и при этом не загорелось, то люди могли спастись. Очень много факторов, влияющих на выживаемость. Но пока давайте надеяться на лучшее.

- Говорят, на вертолетах МИ-8 должны быть спасательные плоты, на которых можно долго находиться в холодном море. Это так?

- Должно быть так. Специальными спасательными средствами должны быть укомплектованы все борта, которые летают над водой.

- Ими всегда можно воспользоваться?

- По-разному. Если вертолет падает колесами вниз - это одно. Если переворачивается и ударяется о воду ротором - это совершенно другое... История знает десятки вариантов! Все точки над i тут сможет расставить только специальная комиссия, которая досконально изучит ЧП.

По словам пассажиров, ранее летавших на этом же вертолете, воздушное судно находилось в исправном состоянии. ФОТО: Алексей Резниченко

По словам пассажиров, ранее летавших на этом же вертолете, воздушное судно находилось в исправном состоянии. ФОТО: Алексей Резниченко

КОНКРЕТНО

Вертолет МИ-8 АМТ (бортовой номер RA-22312) вылетел в 15.49 из поселка Пирамида в поселок Баренцбург. Последний сеанс связи был за 20 километров на подлете к пункту назначения. Как сообщается на сайте Министерства энергетики РФ, вертолет обслуживает подрядная организация АО «Авиакомпания Конверс Авиа». Само воздушное судно находилось в лизинге у компании «Арктикуголь».

Официальных версий произошедшего пока нет. По неофициальной - летчики могли «потеряться в пространстве» из-за плохих погодных условий, в том числе из-за сильного ветра.

КСТАТИ

Сотрудник компании «Арктикуголь» рассказал о техническом состоянии МИ-8: «Выдраен, как новая копейка!»

Один из сотрудников компании «Арктикуголь», который совершил шесть полетов на МИ-8 с бортовым номером RA-22312, рассказал «КП», что вертолет был новый, 2014 года, и обслуживался достаточно качественно.

- Я летал другим маршрутом, где расстояние всего пятнадцать километров, а воздушные судна курсируют, будто челноки, - поделился наш собеседник. - Но впечатления от полета были самые положительные: все проходило очень спокойно. Да и обслуживание вертолетов самое наилучшее. Эти хеликоптеры выдраены, как новые копейки! Их не морозят на улице, а сразу по прилету загоняют в теплые ангары. Пилоты - настоящие профессионалы, асы. Абы кого сюда бы не пригласили.

По словам мужчины, расстояние между поселком Пирамида, откуда вылетел RA-22312, до Баренцбурга составляет около 90 километров. До него можно долететь и над горами и над водой. Пилоты предпочитали последний вариант - он считается более безопасным...

- Это действительно так. Пилоты объясняли, что в горном воздухе могут образовываться какие-то опасные завихрения, поэтому лучше лететь над морем, - сказал нам представитель «Арктикуголя». - Поэтому представить, что произошло в тот день, мне очень трудно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ездил на зимовки, чтобы закрыть ипотеку: знакомая рассказала об ученом, пропавшем на борту МИ-8 на Шпицбергене

Днем 26 октября неподалеку от норвежского острова Шпицберген разбился вертолет на борту которого находились трое ученых Арктического и Антарктического научно-исследовательского института из Петербурга. Это научный сотрудник из отдела гидрологии и устьев рек и водных ресурсов Олег Голованов, ведущий инженер Николай Фатеев. Третий сотрудник - ведущий инженер гидрологического отряда Максим Каулио... (подробности).

На борту разбившегося у Шпицбергена вертолета были трое ученых из Петербурга

- Вертолет точно не пропал, а упал! Там трое сотрудников нашего НИИ, - сообщил «Комсомолке» директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский... (подробности).

На настоящий момент точное место падения вертолета не найдено. Вместе с тем есть видеозапись с вебкамеры в поселке Лонгийр (подробности)