Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
16 марта 2022 9:28

Секретный метод обучения Алисы Тепляковой может сделать из ребенка «вундеркинда» или невротика

Академики и учителя разобрали появившуюся в Сети методичку по развитию детей в семье самой юной студентки МГУ
Автор опубликованного в Сети исследования скоростного обучения детей значит Евгений Тепляков

Автор опубликованного в Сети исследования скоростного обучения детей значит Евгений Тепляков

Семья 9-летней Алисы Тепляковой вызывает неподдельный интерес не только со стороны обычных родителей, но и специалистов. Заслуженные педагоги и опытные психологи гадают, как именно девочка в таком возрасте смогла сдать ЕГЭ и поступить в престижный вуз. Завесу тайны приоткрыл отец Алисы Евгений Тепляков. В одном из интервью отец Алисы Евгений Тепляков обмолвился о своей системе домашнего образования, но распространяться не стал. И вот на днях в сети появилась публикация о методах обучения детей за авторством Евгения Теплякова на специализированном сайте для воспитателей детских садов. «Комсомолка» прочла методичку и изучила ее с экспертами.

«УЧИТЕ СКОРОСТНОМУ ЧТЕНИЮ»

Евгений Тепляков и его жена Наталия сами обучают семерых детей. Глава семейства, как следует из публикации, работает воспитателем домашнего детского сада при школе № 626 города Москвы. Его группа - его же дети. Среди авторов исследования под названием «Развитие навыка чтения и его влияние на познавательную и интеллектуальную деятельность детей дошкольного возраста» кроме него указаны супруга, старшая дочь Алиса и сын Хеймдалль.

Сам Евгений не заявлял о своей публикации, поэтому подтвердить ее достоверность невозможно. Однако обнародованная статья перекликается с интервью, которые отец Алисы давал ранее.

На примере своих детей Тепляков (здесь и далее имя автора, указанное в публикации) объясняет, как учить детей с самого раннего возраста. И главный навык, который он прививает, - чтение, а затем скоростное чтение.

«К трем годам ребенок в состоянии полноценно читать, к четырем - показывать скорость 50 и более слов в минуту, к пяти - 100 - 150 слов в минуту, к шести-семи годам - выходить на скорость чтения взрослого (300+ слов) без использования методов скорочтения, - делится автор публикации. - При этом ни в коем случае не могут задаваться вопросы: «А он понимает то, что прочитал?» На этапе обучения навыку чтения скорость - основной параметр, наиболее значимый».

По мнению Теплякова, как только ребенок начинает читать быстрее 70 слов в минуту, он уже способен на пересказ.

«Указанные показатели позволяют детям читать 100 - 300 страниц в день, что эквивалентно сотням книг в год. Школьная программа - это примерно 100 учебников. То есть при правильном подборе литературы, как художественной, так и научной, основываясь на постулате «обучение ведет за собой развитие», у ребенка открывается колоссальный потенциал, который может быть успешно реализован», - говорит автор исследования.

Освоение прописи при этом, как считают Тепляковы, возможно уже в три года.

«ИНТЕРЕСНО, НО ОПАСНО»

Мнения педагогов, психологов и ученых на этот счет разошлись.

- Это грамотная работа на серьезном методологическом, психологическом и методическом уровне, - считает заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург. - В основе - подход Выготского, Рубинштейна. Я прочитал и все понял, там ссылки на многих авторов, это можно объяснять часа четыре. Но по сути дела речь идет о том, что начиная с 3 - 3,5 года можно приноровить вкус и интерес к чтению. Что делалось испокон веков в разных педагогических системах, которые существовали еще до революции. Это все обогащает и развивает воображение, помогает знакомиться с окружающим миром. Все это можно и нужно делать, чтобы потом не удивляться, что дети ничего не читают, а сидят в интернете. Это как раз то, что доктор прописал. Но в то же время очень опасно гнать детей.

А вот скорочтение вызывает у эксперта вопросы.

- Скорость не нужна ребенку, ему нужно читать медленно и вдумчиво! - уверен академик РАО. - Я коллег не критикую, но опора на эти скоростные вещи срывает нервную систему ребенка. Фактически мы начинаем гнать детей в детском саду и вплоть до выпускного класса. И воспитываем невротиков и психотиков. И вот это, на мой взгляд, вещь опасная.

Ямбург считает, что не стоит учить всех детей по методике Теплякова.

- Дети разные, одних стоит учить в таком возрасте, других не стоит, - объясняет академик. - Это все зависит от психоневрологического состояния ребенка, от его индивидуальных особенностей. Некоторые читают в три года, а некоторые в 6 - 7 лет. И ничего страшного. Перед тем как эту систему использовать, нужно посмотреть ребенка с психологом. Иначе возможны нервные срывы, психоневрологические заболевания.

«ОПЫТ ОБЩЕНИЯ ТОЖЕ ВАЖЕН»

Директор Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ Екатерина Поливанова, в свою очередь, вовсе раскритиковала исследование Тепляковых. По ее словам, из него непонятно, какими методами папа обучал детей чтению, поэтому опубликованное не может считаться научной работой.

- Единственное слово, которое я и в более ранних публикациях и интервью слышала, - зона ближайшего развития. Это когда ребенок делает больше того, что он мог сделать самостоятельно. Индивидуально его посадишь, он одну букву может назвать. А если вы ему помогаете и подсказываете, он может сделать больше, - говорит Поливанова. - Но сколько бы вы ни подсказывали, он дифференциальное уравнение не решит.

Тепляков рассказывает о том, что раннее чтение развивает ребенка, но не уточняет, какое именно у ребенка интеллектуальное развитие.

- Какие бы результаты мы ни получили на трех детях, это особенности этих трех детей, - уточняет Поливанова. - Главное не то, чтобы ребенка натаскать, важнее, чтобы он полноценно развивался, приобретал опыт общения с людьми, опыт наслаждения природой. Вот этот опыт не в скорочтении набирается.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

«Это манипуляция»

В самом МГУ теперь предпочитают официально не комментировать семью Тепляковых. Но один из профессоров согласился объяснить методику главы семейства, попросив не называть его имени.

- Каждый раз, когда появляются новые методики, надо понимать их ограниченный диапазон. В данном случае мы имеем дело не с методикой, а с манипуляцией, рассчитанной на продвижение коммерческой программы. С психологической точки зрения данная методика абсурдна. Скорочтение в ребенке развивает бессмыслие. Ребенок не должен сводить свое развитие к какому-то методу чтения, в том числе к методике Зайцева, на которую ссылается Тепляков, - заявил источник в МГУ.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Индивидуальные занятия лучше развивают»

- История детей Тепляковых дает нам серьезную пищу для размышлений о судьбе образования в мире и в нашей стране, - считает академик РАН и РАО, отец девятерых детей Алексей Семенов. - К ЕГЭ по одному предмету можно подготовиться за два года, занимаясь по 5 часов в неделю. Опытные репетиторы эту подготовку обеспечивают, при этом могут даже нейтрализовать предшествующее обучение, которое привило вредные стереотипы вроде угадывания «что нужно учителю». Большая часть времени у обычного ребенка в школе уходит впустую. Любой хороший учитель с этим согласится: необходимость «пройти программу» со всеми приводит к тому, что одни не понимают, потому что что-то упустили раньше, другие скучают, потому что уже все поняли. Ориентацию на отметку надо заменить ориентацией на реальное индивидуальное достижение результата.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Это повод задуматься о судьбе образования в России»: Академик РАН вступился за семью Тепляковых

Академик Алексей Семенов назвал залог успеха самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой (подробности)

Грандиозный обман Алисы Тепляковой: Как на самом деле самая юная студентка МГУ получила диплом «психолога-педагога»

В Центре развития педагогики впервые прокомментировал выданные Алисе Тепляковой корочки педагога-психолога (подробности)