Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+17°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
11 мая 2024 12:53

«Это самый сложный поворот в городе»: Почему водитель не смог остановить автобус перед падением в реку Мойку

СК провел обыски по адресам фирмы, которой принадлежал упавший в Мойку автобус
Собрали ответы на главные вопросы после трагедии с пассажирским автобусом, упавшим в реку Мойку. Фото: предоставлено "КП"

Собрали ответы на главные вопросы после трагедии с пассажирским автобусом, упавшим в реку Мойку. Фото: предоставлено "КП"

10 мая 2024 года в Петербурге произошла одна из самых страшных транспортных катастроф за историю. Около 13:00 при повороте на Поцелуев мост водитель автобуса №262 не справился с управлением и, задев несколько машин, снес ограждение переправы и вылетел в реку. В салоне находились девять человек, семь пассажиров погибли. Транспорт за считанные секунды ушел под воду. Спастись удалось только водителю и 56-летнему мужчине, которого очевидцы вытащили через люк в крыше.

СК возбудил уголовное дело по статьям о нарушении ПДД и оказанию небезопасных услуг. Водитель задержан и пеняет на отказ тормозов, идут обыски в фирме перевозчика ООО «Такси». Пока ведется следствие, SPB.KP.RU попытался найти ответы на несколько важных вопросов о том, что происходит в транспортной сфере города и можно ли было избежать трагедии 10 мая.

ЧТО ИЗВЕСТНО О ПЕРЕВОЗЧИКЕ?

ООО «Такси» (до 2017 года ЗАО «Такси-2») работает в Петербурге с 1997 года. До транспортной реформы в парке фирмы были маршрутки. В 2023 году ее главой стал Павел Кузнецов, сменив предпринимательницу Татьяну Калюжную. При новом владельце дела компании пошли в гору. ООО «Такси» обслуживает 11 городских маршрутов. Это меньше всего по сравнению с остальными тремя перевозчиками. Выручка фирмы за 2023 год составила 632 миллиона рублей. За два года работы компания накопила 23 штрафа на общую сумму в 3,6 миллиона рублей.

- С 1 января 2022 года по 10 мая 2024 года суды 23 раза привлекали ООО «Такси» к административной ответственности по четвертой части статьи 14.1.2 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии», - сообщили в Объединенной пресс-службе судов Петербурга.

Первые секнуды после ЧП. Автобус ушел под воду очень быстро. Фото: vk.com/spb_today

Первые секнуды после ЧП. Автобус ушел под воду очень быстро. Фото: vk.com/spb_today

По данной статье фирме грозила приостановка деятельности, но всякий раз ей везло.

- Частным компаниям всегда труднее получить лицензию, чем акционерным обществам, - пояснил SPB.KP.RU бывший юрисконсульт одной из транспортных компаний. – Но это не оправдывает их. Эта компания была на госконтракте, участвовала в транспортной реформе. Вот поэтому их, видимо, и бесконечно штрафовали, вместо конфискации автобусов или приостановки работы. Иначе бы маршруты встали, кто людей бы развозил? Но на момент выигрыша в конкурсе с лицензиями точно был полный порядок, иначе с перевозчиком не заключили бы контракт.

В КАКОМ СОСТОЯНИИ БЫЛИ ВОДИТЕЛЬ И АВТОБУС?

Комитет по транспорту организовал комплексную проверку перевозчика. Однако там заступаются и за состояние транспорта, и за водителя.

- За три дня до ЧП, 7 мая, автобус прошел плановое техобслуживание. Он был исправен, а перед выходом на линию 10 мая также прошел ТО. Что касается водителя, то с утра он был на медосмотре. Режим отдыха и труда был соблюден. 9 мая у него была рабочая смена - 12-часовой трудовой день. Из них он 8 часов отработал на линии, остальное время занял отдых и обед, - заявили представители ООО «Такси».

Очевидцы прыгали с моста, чтобы помочь пассажирам. Оказывали поддержку и ближайшие теплоходы и катера. Фото: vk.com/spb_today

Очевидцы прыгали с моста, чтобы помочь пассажирам. Оказывали поддержку и ближайшие теплоходы и катера. Фото: vk.com/spb_today

Водителю 44 года, его зовут Рахматшох Курбонов. Два года назад он получил российское гражданство в Оренбургской области. По его версии, у автобуса отказали тормоза. А жена иностранца жалуется, что мужчина недосыпал из-за плотного графика работы. До избрания меры пресечения (водитель стал подозреваемым по делу) его будут лечить в больнице от полученных травм.

МОЖНО ЛИ БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ ПАДЕНИЯ?

Произошедшее ДТП вызовет удивление у любого петербургского водителя. Ведь именно в этом месте машины едут очень медленно из-за двух поворотов под 90 градусов. Сначала нужно съехать с набережной Крюкова канала на Большую Морскую, а через 50 метров – снова резкий поворот направо на Поцелуев мост. Потерять управление очень сложно. И, судя по видео из кабины водителя, он не спал во время ДТП – наоборот, испуганно выкручивал руль, лишь бы не врезаться в авто и не упасть с моста, но все было тщетно.

- Скорее всего, коробка передач словила глюк. Там самый сложный поворот в городе, - считает водитель автобуса Татьяна, работающая у одного из городских перевозчиков. – В этот поворот не войти на скорости. Двигаешься в лучшем случае под 15 км/ч. Сначала надо повернуть руль влево до упора, а потом резко до упора вправо. Чтобы и легковушки не задеть, и бордюры не зацепить. Водитель мог бы выключить зажигание, поставить ручник и руль в ровное положение и протаранить легковые авто. Тогда бы все отделались средними травмами.

Идрис Гаджиев и Шахбан Джабраилов первыми бросились спасать пострадавших. Фото: предоставлено "КП"

Идрис Гаджиев и Шахбан Джабраилов первыми бросились спасать пострадавших. Фото: предоставлено "КП"

Версии с человеческим фактором придерживается автоэксперт Дмитрий Попов, проанализировавший с коллегами записи с камер видеонаблюдения и снимки участка со спутника.

- Видно, что водитель находился в сознании. Он не возбужден никакими событиями, крутит руль осознанно. Его движения полностью соответствуют траектории автобуса: сначала крутит налево, выскакивает на тротуар, потом закладывает широкую дугу. Складывается впечатление, что он чуть ли не намеренно это совершает. Отказа рулевого управления точно не видно. Автобус повторяет движения водителя за рулевым управлением. Отказа тормозов я тоже не вижу. Версия с подставой тоже исключена. Все, что там произошло - в руках и в голове у этого мужчины. За эти восемь с половиной секунд, что он ехал у моста, любой соображающий водитель в состоянии нажать на педаль тормоза, как минимум.

Единственный выживший - 56-летний Александр потерял в трагедии жену. Он дышал под крышкой люка, это спасло его. Фото: комздрав Петербурга

Единственный выживший - 56-летний Александр потерял в трагедии жену. Он дышал под крышкой люка, это спасло его. Фото: комздрав Петербурга

КОГО БЕРУТ В ВОДИТЕЛИ И КАКИЕ У НИХ УСЛОВИЯ?

SPB.KP.RU просмотрел вакансии всех четырех компаний, отвечающих в городе за автобусные перевозки: ООО «Вест-Сервис», АО «Третий парк», ООО «Такси» и московский филиал ООО «Домтрансавто». Все фирмы предлагают схожие условия: зарплату от 80 до 170 тысяч рублей, гибкий график работы (2/2, 4/2, 5/2 и т.д.), официальное оформление по ТК, соцпакеты и возможность подработки – брать больше смен. В последнем пункте и содержится краеугольный камень проблемы переработок, уверены сами работники компаний.

- Твоя зарплата не будет больше 80 тысяч рублей, если ты не будешь брать подработки. Деньги платят за откатанные часы на линии, - рассказал водитель автобуса с 10-летним стажем Даниил. – Поэтому молодежь к нам не идет. А если идет, то работает до первой зарплаты. Поэтому у нас постоянная текучка. Хотя все же есть костяк мужчин с возрастом 45+. Дополнять штат некем, только гостями из-за рубежа. Как раз они и любят осознанно перерабатывать.

Только один из четырех автобусных перевозчиков компаний указал в вакансии, что принимает на работу человека с опытом от 1 до 3 лет. Остальные берут без опыта, а если нет прав категории D – обучат и гарантированно трудоустроят.

К вечеру автобус достали из реки и отправили на экспертизу.

К вечеру автобус достали из реки и отправили на экспертизу.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА.

Трудовой день почти везде одинаков: пройти медосмотр, принять автобус, откатать свою смену, заправиться и сдать транспорт. Но все опрошенные SPB.KP.RU водители уверяют, что часы работы нормированы только формально.

- Восьмичасовая или десятичасовая смены за рулем постоянно превращаются в 15-часовые. Уходит время на приемку транспорта, его сдачу, добавьте время до самой работы и до дома. И на сон остается всего шесть часов от силы, - возмущается водитель-старожил одного из перевозчиков Петербурга Станислав.

- Даже если у тебя смена всего восемь часов, сама работа очень тяжелая, - соглашается с коллегой Даниил. – Попробуйте вставать в два часа ночи и так пять дней в неделю, а потом месяц, год. В парке надо быть к 4:30. Выезжаешь оттуда в 6:00. Один обед около получаса. Хоть ты и заканчиваешь работать на линии в 15:00-16:00, все равно спать ложишься не раньше 21:00, как и вся твоя семья.

О зарплатах вообще все скромничают, но утверждают, что до реформы они были чуть повыше, когда фирмы платили не за отработанные часы, а считались с выручкой от пассажиров.

МНОГО ЛИ МИГРАНТОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА?

Это не первое резонансное ДТП с автобусами за последнее время в Петербурге. Несколько месяцев назад на Наличной улице автобус выехал на тротуар и сбил людей. Водитель просто заснул из-за переработок. Он тоже был приезжим. По словам Дмитрия Попова ситуация на рынке труда в транспортной сфере оставляет желать лучшего: соискателей немного, зарплата маленькая, поэтому берут всех, кто приходит. Еще один вопрос – слишком простая переподготовка водителей. Как отмечает Попов, новый регламент ГИБДД позволяет всем, у кого есть вид на жительство в России, полученный до 1 апреля, заменить национальное водительское удостоверение на российские права без сдачи экзамена.

Как произошло трагическое ДТП.

Как произошло трагическое ДТП.

Фото: Алексей УСТИНОВ.

- Даже очереди были на шоссе Революции, когда все хором побежали менять права, - говорит эксперт. – То есть, если у человека была автобусная категория дома, он тут ее получил автоматически. И никто не проверял, что стоит за водительским удостоверением, полученным товарищем в Таджикистане. Не хочу наговаривать на их систему выдачи прав, но мне представляется, что она весьма низкого качества, если вообще можно говорить о том, что там какая-то подготовка производится. И мы сажаем за руль человека, а он понимает вообще, что у нас в правилах дорожного движения записано?

Опрошенные редакцией водители транспортных парков утверждают, что две трети работников у них в штате – именно мигранты.

- Местных работает очень мало. Даже русских, приехавших из других регионов, гораздо больше. Но скажу так, неадекваты у нас не задерживаются, их сразу выгоняют. Остаются только хорошие люди, - поделился наблюдениями водитель автобуса с трехлетним стажем Алексей.

- Проблема не в мигрантах, а глубже. Она в обучении в автошколах, - убеждена водитель автобуса Татьяна. – Там не учат грамотно действовать в аварийных ситуациях. Некоторые инструкторы не работали водителями автобуса. В парке меня наставник переучивал с нуля, удивившись моим «познаниям» с автошколы.

Хотите узнавать самые важные новости Петербурга? Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Потерял управление, рухнул с моста: Видео момента падения пассажирского автобуса в Петербурге в реку Мойку

Момент падения автобуса в реку Мойку в Петербурге попал на видео (подробности)

«Ехали на пятничную молитву»: Дядя и двое племянников из Дагестана рассказали, как прыгнули в ледяную реку спасать пассажиров упавшего в Мойку автобуса

Трое уроженцев Дагестана первыми прыгнули спасать пассажиров упавшего в Мойку автобуса (подробности)

«Прислонялся губами к потолку, чтобы набрать воздух»: Выживший пассажир рассказал, как выбрался из автобуса, упавшего в реку Мойку в Петербурге

Пассажир из упавшего в Мойку автобуса рассказал, что вода заполнила салон за пару секунд (подробности)

«Позвонила маме перед смертью»: Сестра матери-одиночки, погибшей в утонувшем в Мойке автобусе, рассказала о последнем разговоре с ней

При падении автобуса в реку Мойку погибла 41-летняя мать-одиночка (подробности)