Официально, в Петербурге работает 697 павильонов и киосков с прессой.
Фото: Олег ЗОЛОТО
Вы тоже заметили, что в газетных павильончиках все чаще торгуют шавермой, фруктами и кофе? И что таких киосков-оборотней в Петербурге – самом читающем городе России – уже целая стая? Больше всего настораживает даже не исчезновение привычных газетных точек, а сомнительная продукция, которую бизнесмены на птичьих правах «толкают» в самых проходных местах города. Мы решили разобраться – и призвали к ответу сразу четыре комитета Смольного.
ПРИКРЫЛИСЬ ГАЗЕТКОЙ
Официально, в Петербурге работает 697 павильонов и киосков с прессой. Власти выделяют их в особую касту НТО (нестационарных торговых объектов) из-за того, что на них лежит важная миссия – донести до горожан свежую правдивую информацию в формате газет и журналов.
– В этом году выборочно проверили 207 объектов – и нашил нарушения во всех. Т.е. закон нарушали в каждом третьем газетном павильон и киоске, – сообщили нам в комитете имущественных отношений. – Причем в 23 процентах случаев участок под газетный объект использовали не по назначению.
Количество мест, которые раздают на льготных условиях под продажу газет, ограничено. На сегодня их 843.
Фото: Артем КИЛЬКИН (архив)
«Не по назначению» – значит, торговали вовсе не свежей прессой, а чем-то другим, для виду прикрывшись старой газеткой на витрине.
– В отрасли распространения печатной периодики есть проблема недобросовестных предпринимателей, – подтверждают и в комитете по печати. – С начала этого года нам сообщили о более чем сотне случаев нарушений. Примерно 30 петербуржцев пожаловались нам на то, что знакомые им газетные киоски трансформировались и стали продавать кофе, овощи и фрукты, сигареты, мобильные телефоны и аксессуары. Газетная периодика в этих случаях либо вообще не продавалась на месте, либо продавалась в незначительном объеме.
ПО КРИВОЙ ДОРОЖКЕ
Почему так получается? Разговоры о пробелах в воспитании и слабой морали – опустим. В самой системе, по которой нам в руки попадает свежий номер «Комсомолки» или другой газеты, тоже есть изъяны.
Такие газетные киоски стоят на Невском проспекте. Фото: Предоставлено читателями
По закону, с торговцами прессой заключают особы договор на размещение павильона или киоска. По сути, распространитель как бы берет крошечный участок земли в аренду у города, но при этом обязуется продавать на нем периодику. Зачем такие сложности? Просто землю под продажу газет раздают на льготных условиях. Цель – благая: поддержать социально важный бизнес.
Но благими намерениями… Так как торгов нет, все желающие получают участки в порядке обычной очереди. При этом городу остается верить им на слово, что в лакомом месте у метро откроют именно нужный газетный киоск, а не какую-нибудь шаверму.
Пока лже-киоски обнаружат, проверят и накажут, в них успевают заработать столько, что можно покрыть все «издержки»…
Фото: Артем КИЛЬКИН (архив)
На кривую дорожку, бывает, сворачивают и вроде бы честные распространители газет. Из-за желания заработать они вдруг сдают свой киоск в аренду торговцам сухофруктами. Или другой вариант – сами «перепрофилируют» свой газетный павильон в плодовоовощной. А это тоже запрещено, ведь по закону газеты и журналы должны занимать минимум 70 процентов от всей площади торгового зала, да и то о своем желании расширить ассортимент нужно официально уведомить районную администрацию и два комитета, приложив документы и схемы. Конечно, делают это не все.
На Ленинском, 127 торгуют аксессуарами для смартфонов. Фото: Предоставлено читателями
– Как показывает практика, снижение «газетной» планки ниже 70 процентов площади, а также полностью нецелевое использование объекта – это самые распространенные нарушения, – говорят в комитете по контролю за имуществом, который и проводит выборочные проверки.
ОПАСНАЯ ГРАНЬ
И все бы ничего: экономика-то в стране рыночная. Вот только количество мест, которые раздают на льготных условиях под продажу газет, ограничено. На сегодня их 843. И далеко не все из них находятся в действительно людных местах. Мало того, порой участки по ошибке находятся прямо под автобусными остановками или впритык к крыльцу. Поставить павильон на таких точно не получится. Отчасти поэтому полторы сотни мест под киоски продолжают пустовать.
– Места размещения павильонов и киосков с прессой согласованы властями, но их перечень проверяют и обновляют не реже одного раза в год, – объясняет комитет по промышленной политике, инновациям и торговле.
Норма, установленная законом Петербурга, – минимум 700 газетных НТО (по 1,3 киоска на 10 000 человек).
Фото: Олег ЗОЛОТО
Вычистить коммерческую «нечисть» с городской земли стараются сразу несколько ведомств. Комитет по контрою за имуществом ходит по улицам с проверками. Затем информацию о нарушителях передают в Комитет имущественных отношения и учреждение «Имущество Петербурга». Там решают, расторгать ли с провинившимися договор либо ограничиться штрафом или предупреждением. Если образумить бизнесмена словами не получается, а штрафы растут, в дело вступают суд, приставы и бульдозер.
Правда, нечестных предпринимателей штрафы и суды не сильно-то пугают: пока лже-киоски обнаружат, проверят и накажут, в них успевают заработать столько, что можно покрыть все «издержки»…
Киоски в спальных районах приторговывают фруктами. Фото: Предоставлено читателями
Тем временем настоящих павильонов с прессой становится все меньше – и вот это уже опасно. Норма, установленная законом Петербурга, – минимум 700 газетных НТО (по 1,3 киоска на 10 000 человек). И сейчас город перешел эту грань.
ВАЖНО!
Заметили, что ваш газетный павильон или киоск превратился в плодовоовощной или кофейный? Поймайте преступника за руку – сообщите о подозрительном торговом объекте:
– в комитет по контролю за имуществом: 8 (812) 576-34-03;
– в электронную приемную правительства Санкт-Петербурга на сайте: www.gov.spb.ru (по кнопке «Обратиться», можно приложить фотографии);
– на почту «Комсомольской правды»: anna.poslyanova@phkp.ru.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
50 оттенков кофейного: За торговлю кофе штрафуют и хитрых бизнесменов, и честных газетчиков
В битве за петербургские газетные павильоны, которые продают не только прессу, но и полезные для горожан товары, новый раунд. Распространители периодики считают, что без дополнительного ассортимента им не выжить. Петербуржцам удобно покупать вместе со свежей газетой кофе и круассан. Но чиновники словно не слышат ни тех, ни других и, рассылая десятки «писем счастья», называют распространителей нарушителями закона (подробности)
Повод есть, но вы держитесь: Как в Петербурге сносили газетные киоски
Красивые, современные, удобные. Несущие информацию в массы. И, между прочим, пополняющие городскую казну. Но всех этих плюсов киоскам и павильонам с печатной периодикой, видимо, недостаточно: война против них, хоть и за закрытыми дверями кабинетов, продолжается. «Комсомолка» решила отойти от попытки понять мотивы чиновников и просто собрала факты (подробности)
«Жизнь станет скучнее»: Что читатели думают об исчезновении газетных киосков в Петербурге
«Горячая» стадия войны за петербургские киоски и павильоны с прессой пройдена: еще в конце прошлого года на снос наложили мораторий, изменения в федеральном законе городским чиновникам объяснили, а местные правила пообещал довести до ума Комитет по печати (подробности)