Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Экономика22 января 2021 14:44

Автоэксперты – о ценах на такси Санкт-Петербурга: «Цены и спрос не изменятся до конца весны»

Как сильно стоимость перевозок на такси вырастет в 2021 году, зависит от коронавируса и транспортной реформы
Подъему цен на такси помогли коронавирус, тарифы в общественном транспорте и общая экономическая ситуация.

Подъему цен на такси помогли коронавирус, тарифы в общественном транспорте и общая экономическая ситуация.

Цены на такси в Санкт-Петербурге взлетели на 50-70 процентов за полгода. Именно такие данные приводят в растиражированном исследовании Bank of America, которое сравнивает перевозки в начале лета и начале зимы 2020-го. Но насколько сухие цифры соответствуют реальности? И если цены действительно подскочили, то кто виноват и что делать? Эти вопросы «Комсомолка» задала автоэкспертам и самим перевозчикам.

НА УРОВНЕ 2019-ГО

– Рост цен на такси на 50-70%, на наш взгляд, ничем не подтверждается, – поделился с «Комсомолкой» директор по маркетингу сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Антон Елдышев. – Мы считаем некорректным сравнивать низкие пандемийные цены лета с послепандемийным и традиционно дорогим декабрем. Но даже при таком сравнении разницы по средним чекам больше, чем на 20-40 процентов, не видим. Более того, наша статистика говорит о том, что средний чек по поездкам в декабре 2020-го был ниже, чем в декабре 2019-го.

С начала 2020-го и до марта возможностей задрать цены у таксистов просто не было из-за жесткой конкуренции, поэтому они держались на уровне 2019-го. С приходом в Петербург коронавируса спрос на такси резко упал – «во многом за счет b2b-сегмента и клиентов, которые совершают на такси деловые поездки и добираются до работы». Одновременно с этим немного сократилось и число самих таксистов. Как итог, стоимость поездки снизилась на 15-20 процентов.

– Окончание первой волны пандемии спровоцировало восстановление спроса, при этом водители прирастали не так быстро, как спрос. Это повлекло краткосрочный рост цен в августе-сентябре примерно на 15 процентов, – объясняет Антон Елдышев. – Но средний чек в этот период был сопоставим с ценами 2019 года.

Рост цен на услуги такси в декабре обычное явление, которое наблюдают каждый – даже «ковидный» – год.

Рост цен на услуги такси в декабре обычное явление, которое наблюдают каждый – даже «ковидный» – год.

Аналогичные наблюдения приводит и компания «Яндекс.Такси».

– С ноября мы наблюдаем восстановление уровня спроса и цен до доковидного уровня, – поясняют в компании. – Поездки в аэропорт и из него по понятным причинам еще не вернулись на прежние показатели, но в целом активность в восстанавливается и даже превышает ту, что была до пандемии.

Рост цен на услуги такси в декабре и вовсе обычное явление, которое наблюдают каждый – даже «ковидный» – год.

– В декабре и январе 2021-го время в пути из-за пробок и заторов на дорогах выросло, – добавляют в «Яндекс.Такси». – В январе пробки и заторы обусловлены погодой, которая повлияла на длительность поездки и на ее цену.

Вот почему выводы заграничных экспертов отечественных специалистов немного смущают.

ПЯТЬ ПРИЧИН ПОДНЯТЬ ЦЕНЫ

Впрочем, макротренд на рост стоимости поездки с личным водителем есть. И у такси на это пять причин.

Первая причина – это экономика.

– Рост цен можно объяснить экономический ситуацией, изменениям курса рубля и желанием перевозчиков зарабатывать: цены в магазинах растут – растут цены в такси. Это логичная реакция рынка, – отмечает руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПб.авто» Святослав Данилов.

Ускорил подъем цен и повышенный «ковидный» спрос.

Ускорил подъем цен и повышенный «ковидный» спрос.

Ускорил подъем цен и повышенный «ковидный» спрос.

– Но спрос сгенерирован не только пандемией, но и банальным нежеланием людей пользоваться городским общественным транспортом, – продолжает подсчет причин автоэксперт Дмитрий Попов. – Кроме того, город стал оплачивать перевозку на КТ при помощи таксомоторного транспорта – и в этом случае сам бог велел поднять расценки: как только появляется тот, кто платит, – он сразу платит за все.

Ну, и последнее – тарифы на проезд в общественном транспорте: порой добраться до нужного адреса всей семьей на такси настолько же затратно или даже дешевле, чем пересаживаться с маршруток и автобусов на метро и обратно.

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ

Как формируется цена поездки? Дело не только в километрах и литрах бензина.

– Таксомоторные компании пользуются агрегаторными сервисами, чтобы не держать свою диспетчерскую, – напоминает Дмитрий Попов. – Цена формируется автоматически по формуле, которая включает оценку спроса и наличие свободных машин, а также учитывает время активных перевозок.

Сам перевозчик, подключившись к известному агрегатору, взамен получает постоянный приток клиентов. Правда, обходятся они ему, по данным члена Общественной палаты России, директора объединения пассажирских перевозчиков «Петербургское такси» Александра Холодова, в 25-30 процентов прибыли.

Чтобы быть в большой игре, таксист вынужден либо на 30 процентов больше работать, либо на 30 процентов меньше зарабатывать.

Чтобы быть в большой игре, таксист вынужден либо на 30 процентов больше работать, либо на 30 процентов меньше зарабатывать.

– И это при том, что такие таксопарки сами не могут повысить цену или демпинговать, чтобы привлечь клиентов, – объясняет Холодов. – Независимые диспетчерские Петербурга можно пересчитать по пальцам одно руки, причем только одна скорее жива, чем мертва и продолжает жить за счет прежних постоянных клиентов: остальные продали бизнес монополистам.

Фактически несколько IT-компаний – тех самых организаторов встречи водителя и пассажира – контролируют практически всю сферу таксомоторных перевозок Петербурга. Судя по синхронному плаванию расценок, неприкрытой конкуренции между ними нет. И такая согласованность неизменно отражается на качестве.

«РЫНОК ТАКСИ УМЕР»

– Такси называют одним из самых безопасных видов транспорта, но я так не считаю: уровень качества перевозок падает, – констатирует Попов. – История с самоудовлетворителем прекрасно это доказывает, но она лишь одна из немногих: нередко пассажирам хамят, пассажиров бьют, машины едут по длинным маршрутам или опаздывают.

Автор этой статьи и сам недавно столкнулся с хитрым водителем, который заявил: либо платишь в два раза больше, чем высчитало приложение, либо он уезжает (а я плачу штраф за холостой вызов). Причиной дерзости водителя якобы была ошибка в расчетах: по мнению таксиста, приложение выставило несправедливо низкую стоимость поездки.

И понять его можно. Ведь, чтобы быть в большой игре, таксист вынужден либо на 30 процентов больше работать, либо на 30 процентов меньше зарабатывать.

– Вы доверяете большому бренду, а реально вас как клиента задорого продают ИП, – подчеркивает Холодов. – Бренд контролирует все, от тарифов до цвета машины. Но если у вас возникают претензии, дело вы будете иметь с ИП, а не с IT-посредником.

Такси называют одним из самых безопасных видов транспорта, но практика доказывает это не всегда.

Такси называют одним из самых безопасных видов транспорта, но практика доказывает это не всегда.

Ежедневная проверка машин и водителей – обязанность таксомотороных компаний по закону. Правда, процедура выпуска на линию спущена на тормоза и остается на совести перевозчика, которого пугают разве что периодические рейды ГИБДД. В случае с таксистами-одиночками все еще прозаичней. И вот, за рулем оказывается мистер кто угодно. Причем иногда водитель даже не владеет русским языком (как он в таком случае сдал экзамен и получил российские права – тема для отдельной публикации).

Поднять качество услуг такси мог бы контроль со стороны агрегаторов. Так, Дмитрий Попов предлагает в каждом районе Петербурга устроить пункты выпуска на линию, с медиком, механиком и путевыми листами.

– В таком случае агрегаторы могли бы раздавать заказы только тем водителям, у которых зарегистрирован путевой лист. Это позволит контролировать режим труда и отдыха, а также устанавливать личность водителя и обеспечивать безопасность, – описывает автоэксперт. – А то, что происходит сейчас, – чистая профанация.

Впрочем, по мнению Холодова, действительно оздоровить ситуацию уже невозможно: «момент, когда еще можно было остановить замену рынка перевозок рынком IT, упущен, рынок такси умер».

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Начало 2021-го не принесло пассажирам такси сюрпризов. По словам Елдышева, спрос остается на хорошем уровне, а роста цен не предвидится: «средний чек в январе сопоставим с чеком января прошлого года». Правда, и на спад цены не собираются.

– Повышенный спрос будет держаться до конца весны уж точно, – прогнозирует Попов. – А что будет дальше, зависит от массы факторов. Среди них не только пандемия и борьба за безопасность дорожного движения, но и грядущая транспортная реформа, которая изменит ряд городских маршрутов и может «выстрелить» либо «не выстрелить».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Один автобус с «гармошкой» вмешает столько же пассажиров, сколько 800 метров дороги, заполненной персональными авто.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Агрегаторы подключат к системе «Безопасный город»: Как в Санкт-Петербурге с 2021 года будут работать такси

До конца 2021 года в Санкт-Петербурге такси заработают по-новому – известные агрегаторы подключат к системе «Безопасный город». Правда, сами горожане разницы скорее всего не увидят, в том числе и в отношении стоимости перевозок. Вот только ездить станет спокойнее: ведь делается это в первую очередь для безопасности. «Комсомолка» разбиралась, что это за новшество и зачем оно нужно (подробности)