Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+26°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
14 мая 2024 16:14

1,5 года безделья: Зачем бизнесмен из Петербурга стал номинальным владельцем компании «Такси», чей автобус утонул в реке Мойке

СК заподозрил компанию «Такси», чей автобус улетел в Мойку, в связях с другим перевозчиком
В деле об утонувшем автобусе появилась очень редка статья УК. Фото: кадр из видео.

В деле об утонувшем автобусе появилась очень редка статья УК. Фото: кадр из видео.

Уголовное дело, возбужденное после страшной аварии с автобусом, который утонул в Мойке, продолжает разрастаться подробностями. Семь человек погибли в воде страшной смертью за считанные секунды. Кроме водителя и начальника автоколонны задержан владелец и генеральный директор фирмы «Такси», которая обслуживала злополучный маршрут. 49-летнего мужчину обвиняют по очень редкой статье 170.1 УК РФ (фальсификация единого государственного реестра). Следствие считает, что мужчина был номиналом. Проще говоря, числился собственником и директором, а рулил фирмой кто-то другой.

- По версии следствия, подозреваемый, не намереваясь осуществлять фактическое руководство юридическим лицом, договорился с неустановленными лицами о внесении сведений о нем как генеральном директоре ООО «Такси» в Единый государственный реестр юридических лиц. Фактически фигурант ничего не делал и получал за это за ежемесячное вознаграждение в сумме около 13 тысяч рублей, - уточнили в СК.

Из открытых источников известно, что владельцем и гендиректором фирмы был 49-летний предприниматель Павел Кузнецов. Он вступил в права в 2023 году. ООО «Такси» - фирма со стажем. Она появилась еще в 1997 году и владела ей компания из Лихтенштейна «Петро Кредитанштальт». Затем владелицей долгие годы была Татьяна Калюжная. В 2023 году она, судя по всему, отошла от дел. Сейчас ей 75 лет. На звонок SPB.KP.RU женщина не ответила.

В открытых базах данных информации о Павле Кузнецове крайне мало. Свою страницу в одноклассниках он удалил, а в его профиле в запрещенной соцсети нет постов и фотографий и только одна подписка – на бывшего депутата Госдумы Наталью Поклонскую. До 2016 года Кузнецов пытался вести другой бизнес – он был учредителем фирмы по ремонту автотехники. SPB.KP.RU разыскала его бывших партнеров. С их слов, тогда Кузнецов был другим. Нормально вел бизнес, участвовал в управлении, а не просто числился.

Владелец фирмы удалил свою страницу в соцсети. Фото: соцсети.

Владелец фирмы удалил свою страницу в соцсети. Фото: соцсети.

- Мы не общались уже лет десять. Как он жил и что делал все эти годы, не знаю. Ничего хорошего о нем не скажу. Аморфный он был, - сообщил бывший бизнес-партнер

А когда узнал, что старый знакомый стал фигурантом уголовного дела в качестве номинала, не удивился: «Это в его духе, да я бы и сам так поступил, если бы хорошие деньги предложили!».

Другой бывший компаньон Кузнецова рассказал, что их бизнес закончился печально. У Павла фирму, что называется, отжали.

- Нас было трое учредителей, мы пытались построить бизнес с нуля, - вспомнил собеседник SPB.KP.RU. – Меня и Кузнецова просто выдавили из фирмы, кинули на деньги и не маленькие. После этого мы не общались, не было общих интересов. Знаю, что у него тогда была жена, вроде ребенок родился. Но связи давно потерялись.

КТО ТАКИЕ НОМИНАЛЫ?

Слово «номинал» часто можно услышать в среде серого бизнеса. Это формальный владелец или руководитель компании. Как правило, это человек без денег и имущества, бомж, асоциальная личность или иностранец. Фирма делает долги или проворачивает мутные дела, например, занимается обналом. Реальные воротилы исчезают, а все шишки летят номиналу. Только, как правило, взять с него нечего, и он продолжает жить своей жизнью.

Владельца фирмы задержал следственный комитет. Фото: кадр из видео.

Владельца фирмы задержал следственный комитет. Фото: кадр из видео.

- Причины для использования номинала могут быть самые разные, - объяснил SPB.KP.RU юрист в области банкротства Дмитрий Жданухин. – Одна из них следующая: за бизнесом стоят чиновники, которым нельзя оформить его на себя. Другая причина – реальный владелец дисквалифицирован. Так бывает, что бизнес дробят на несколько фирм, чтобы оптимизировать налоги. На одной фирме имущество, на другой – деньги, на третьей – персонал. В этой ситуации легко что-то упустить, фирму ликвидируют, а директору запретят руководить. Вот он и назначает вместо себя зиц-председателя.

Еще одна причина позвать на помощь номинала, как отмечает эксперт, если фирма начинает приносить убытки, копит долги и на горизонте появляется банкротство. Нередко фирму переписывают на постороннего, чтобы усложнить взыскание. Интересно, что в том же году, что Калюжная переписала фирму «Такси» на Кузнецова, к компании появился крупный иск – на 12 млн рублей от городского комитета по имуществу, который требовал аренду за землю. По данным картотеки арбитражных дел, суд в взыскании этой суммы отказал, но у города есть возможность обжаловать это решение.

- Вообще у фирмы платежная дисциплина хромает, в картотеке арбитражных дел есть другие иски пусть не на такие большие суммы, но все же. Если компания не может оплатить долг в 15 тысяч рублей, это тоже о чем-то говорит, - рассуждает юрист. – Вообще и Татьяна Калюжная выглядит как номинал. Несколько лет она владела фирмой, которая занимается автобусными перевозками. Этакая королева бензоколонки. Это не женский бизнес, поэтому выглядит подозрительно.

У фирмы был внушительный контракт от Смольного, но начались проблемы с долгами.

У фирмы был внушительный контракт от Смольного, но начались проблемы с долгами.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА.

Тем не менее, история с номиналом выглядит странно. «Такси» все-таки не фирма-однодневка. У нее внушительный контракт с гордом до 2028 года компания получит около 3 млрд рублей за организацию перевозок на 11 маршрутах города. Зачем было рисковать, при том, что на ближайшие годы прибыль гарантирована? Это загадка.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В деле появилась еще одна фирма

По данным источника SPB.KP.RU, силовиков интересует не только фирма «Такси», но и еще один более крупный частный перевозчик в Петербурге, который держит десятки других городских маршрутов (без официально выдвинутых следствием обвинений редакция не может указывать название компании. - Прим.ред.). По версии СК, эта компания имела с «Такси» общие дела, грубо говоря – помогали друг другу, хотя формально они были конкурентами.

- Зачем они сделали такую сложную схему, пока еще устанавливается, - говорит собеседник SPB.KP.RU. – В «Такси» всем руководил исполнительный директор, но он подчинялся сотрудникам другой фирмы. Это был консорциум, единый механизм. Некоторые сотрудники разных фирм выполняли одну задачу. Они подчинялись некоторым сотрудникам конкурирующей компании-перевозчика. При этом номинального владельца исполнительный руководитель не знал. Генеральный директор Кузнецов в беседе с силовиками сразу признал факт того, что он номинальный. Возможно, у них был план изобразить деятельность фирмы как независимой. Человек, который все это организовал, пока скрывается от следствия. Фирма работала полноценно, осваивала большие деньги, людей нанимала.

Хотите узнавать самые важные новости Петербурга?

Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Это самый сложный поворот в городе»: Почему водитель не смог остановить автобус перед падением в реку Мойку

СК провел обыски по адресам фирмы, которой принадлежал упавший в Мойку автобус (подробности)

«Ехали на пятничную молитву»: Дядя и двое племянников из Дагестана рассказали, как прыгнули в ледяную реку спасать пассажиров упавшего в Мойку автобуса

Трое уроженцев Дагестана первыми прыгнули спасать пассажиров упавшего в Мойку автобуса (подробности)

«Прислонялся губами к потолку, чтобы набрать воздух»: Выживший пассажир рассказал, как выбрался из автобуса, упавшего в реку Мойку в Петербурге

Пассажир из упавшего в Мойку автобуса рассказал, что вода заполнила салон за пару секунд (подробности)

Многодетный отец с ипотекой, попадал в ДТП и прописывал мигрантов: Что известно о водителе автобуса, упавшего в реку Мойку в Петербурге

Адвокаты водителя автобуса, упавшего в Мойку, обжалуют его отправку в СИЗО (подробности)

«Успокаивал выжившего»: Одним из героев, бросившихся спасать пассажиров утонувшего в Мойке автобуса, оказался 10-летний школьник

Герои, спасшие пассажира из утонувшего в Мойке автобуса, заступились за водителя (подробности)